Google+
ИНТЕРВЬЮ: ТИМ БЁРТОН PLANESCAPE спорт Звёздный путь
Версия для печатирецензии: «Царь головы»

Павел Крусанов «Царь головы»

фантастика * Вид книги: роман * Издательства: АСТ * Выход: апрель 2014

Царь головы

Сюжет: Павел Крусанов не любит, когда его называют фантастом. Однако, перескакивая из тела в тело, воспаряя душой к небесам, одолевая бесов и правящих нашим миром мертвецов, герои рассказов, из которых составлен этот сборник, в очередной раз доказывают, что проза петербургского автора имеет к фантастике самое прямое отношение.

***

Павел Васильевич Крусанов — писатель с размеренным дыханием стайера-романиста. Он медленно запрягает и так же неторопливо едет, с тяжеловесным изяществом, словно шмель вокруг цветка, выделывая замысловатые пируэты вокруг каждой мало-мальски значимой детали. В рамках рассказа ему тесно, не хватает воздуха, чтоб развернуться во всю ширь. Сборник «Царь головы» — книга для Крусанова нехарактерная. Под этой обложкой впервые собраны новеллы, прежде рассыпанные по страницам толстых литературных журналов («Октябрь», «Сибирские огни») и тематических антологий («Петербург Нуар», «Русские дети», «Русские женщины»). Их хватило, чтобы наполнить два раздела: «О необычайном», где собрана, осторожно выражаясь, «нереалистическая» малая проза, и более традиционный «Узорник». Хотя на самом деле определить, где в творчестве Павла Васильевича пролегает граница между фантазией и реальностью, «актуализированной метафорой» и зарисовкой с натуры, — задачка нетривиальная.

Как взрослый писатель, пишущий для взрослого, не инфантильного читателя, Крусанов не то чтобы жертвует остротой сюжета и увлекательностью фабулы ради красот стиля, но расставляет приоритеты иначе, нежели жанровые беллетристы. Событийный ряд всегда остаётся для автора фоном, на котором решаются философские проблемы. При этом лидер «петербургских фундаменталистов» занимает особое место и среди представителей современного отечественного мейнстрима, находясь как бы в стороне от бурного и пенистого русла «основного потока». Крусанова интересует не столько вечный конфликт между Законом и Справедливостью (одна из главных, становых тем европейской, в том числе классической русской литературы), сколько поиск внутреннего баланса, душевной гармонии, своего места в глобальной иерархии мировых сил, что характерно скорее для восточных культур. Мы живём в аду, под властью мертвецов, и этого не изменишь — любой бунт только умножает скорби, повышает градус хаоса. Единственное, что подлежит точной настройке и отладке, — наш внутренний камертон, как в рассказе «Царь головы». Позиция скорее буддиста или даоса, чем человека, принадлежащего к иудео-христианской культуре с её понятиями греха и искупления. Герои рассказов наперебой призывают не отделять ангельское начало от звериного, не бороться с природой, а напротив — открыться ей, раствориться, почувствовать себя её частью. Правда, заканчиваются такие эксперименты, как правило, трагедией или анекдотом. Ну или, в крайнем случае, печальным анекдотом. Благостный герой рассказа «Собака кусает дождь» (вылитый егерь Кузьмич из «Особенностей национальной охоты») держит своего беса в банке из-под огурцов. Бывший менеджер среднего звена из новеллы «По телам» в определённом смысле повторяет путь персонажа из «Обмена разумов» Роберта Шекли и в итоге оказывается навечно заточён в теле вороны. В «Мешке света» скромный кондитер добывает артефакт, который раскрывает самые сильные стороны человеческой души, — и становится виртуозным вором, хотя ничто вроде бы не предвещало подобной развязки. И так далее, и тому подобное.

Несмотря на призывы к опрощению, которые просматриваются в творчестве Павла Крусанова, в чём-чём, а в бесхитростности стиля автора никак не упрекнёшь. Вся его проза — череда перетекающих друг в друга сравнений и метафор («сердце ворочается, как жук-бронзовка в кулаке»; «мысль — штука летучая: не схватил — упорхнула»), калейдоскоп визуальных образов, ярких, как обточенные волной камушки на мелководье. Хитро сделано, с подвывертом. В этом плане Павел Крусанов «близок к земле» примерно в той же степени, что и Владимир Владимирович Набоков. Впрочем, в «Царе головы» причудливых завитушек и арабесок поменьше, чем в более крупных текстах писателя. Здесь автор предлагает нам сыграть в другую игру. Попробуйте-ка разобрать, где Павел Васильевич серьёзен, как идол острова Пасхи, а где с суровым видом вешает лапшу на уши жаждущему откровений читателю — как Сергей Курёхин в легендарном видео «Ленин-гриб».

Итог: Говорят, всё познаётся в сравнении. Так вот, по сравнению с другими сочинениями Павла Крусанова сборник «Царь головы» — книга простая, насквозь понятная. Самое то для неподготовленного читателя, ещё не знакомого ни с «Американской дыркой», ни с «Бом-бомом», ни с «Укусом ангела».

Похожие произведения

Роберт Шекли «Обмен разумов»

Дмитрий Быков, сборник «Мужской вагон»

ФИЛОСОФ О ПИСАТЕЛЕ

На одной из недавних презентаций сборника «Царь головы» философ Александр Секацкий, коллега Крусанова по кружку «петербургских фундаменталистов», назвал эту книгу «бестиарием современного образца» и «вызовом всем формам культуры». А заодно обратил внимание собравшихся на то, что Павел Васильевич возвращает в русскую литературу почти исчезнувший из неё «психологизм маленького человека».

Цитата

Однажды он говорил о том, что тоска по империи, то и дело накатывающая могучим валом на человеческий род, по природе своей не более чем тоска по долговременной красоте, что долговременную красоту нам могут обеспечить только теократии, деспотии и подобные им формы обустройства социума, и если принять это за истину, то выходит, что призыв к либерализму и народовластию — по существу преступление против эстетики. Равенство неугодно Богу, поэтому у людей разные судьбы, а у ангелов — чины. Презревший различия отрицает Бога.

Рассказ «Царь головы»

Цитата

Пётр Алексеевич поморщился. Ему претила вульгарная политика, в которой соотечественники находили выход своему общественному темпераменту. Все комбинации этой бесконечной русской темы были ему известны и дурной своей неисчерпаемостью давно набили оскомину. Ну никак не мог русский человек смириться с тем, что, как и прочие народы, живёт в аду — у иных он, может, только почище, а у иных и погрязней, — всё печалился о справедливости, искал её, звал, а откликались всякий раз бесы ангельскими голосами и опять заводили в тартарары.

Рассказ «Собака кусает дождь»

Удачно

Неудачно

  • изысканность стиля

  • психологизм

  • внимание к деталям

  • анекдотичность развязок

  • вторичность сюжетов

Оценка МФ
9
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться