Google+
Мир Черного отряда Глена Кука 8BIT СОВРЕМЕННИКИ. ДЖОРДЖ А. РОМЕРО галактические империи
Версия для печатирецензии: «Вирус "Reamde"»

Нил Стивенсон «Вирус "Reamde"»

фантастика * Вид книги: роман * Издательства: АСТ * Выход: март 2014

Вирус «REAMDE»

Сюжет: Настали новые времена — и теперь заработать можно на чём угодно. К примеру, просто играя в онлайновую ролевую игрушку и потом продавая прокачанных персонажей. Но есть те, кому этого мало; они создают вирусы, которые блокируют файлы жертвы до тех пор, пока она не заплатит «захватчику» небольшую сумму денег. Игровых. Которые легко конвертировать в реальные. Вот только когда в «заложниках» оказываются файлы человека, работавшего на мафию, игра переходит на совершенно другой уровень.

***

Постоянные читатели Нила Стивенсона знают, чего ждать от его книг. Внушительный объём, детальное, системное погружение в закулисье той или иной области человеческой деятельности, множество персонажей, авторская ирония... Всё это, разумеется, есть и в «Вирусе „REAMDE“» — с тем, однако, исключением, что новая книга для Стивенсона совершенно не характерна. Потому что обычно он предлагал читателю поработать мозгами. За невероятными декорациями, за причудливыми переплетениями судеб всегда стояло что-то ещё. Сверхзадача, которую писатель выполнял, попутно развлекая читателя.

«Вирус „REAMDE“» поначалу тоже кажется именно таким романом. Ричард Фортраст — бывший контрабандист и торговец наркотиками, нынче — преуспевающий хозяин компании, которая разработала популярную онлайновую RPG, — долго и в подробностях вспоминает о своём прошлом. Попутно он вводит в курс дела свою племянницу, Зулу, которой предстоит работать в компании. Затем парень Зулы пытается кое-что продать представителю русской мафии — и действие начинает разворачиваться как в первоклассном голливудском боевике. Закономерности существования такого необычного сегмента, как рынок онлайновых ролевых игр, особенности создания этих игр, их экономика... всё это сперва отходит на задний план, а после вовсе теряется в дыме и грохоте взрывов. Однако особенности функционирования и террористических организаций, и спецслужб тоже остаются за кадром.

Собственно, Стивенсон честно предупреждал, что хотел написать — и написал — бойкий технотриллер. Странно было бы ждать, к примеру, от высокобюджетного боевика изысканности артхаусного кино. Тем более что с поставленной задачей Стивенсон формально справился — роман получился динамичным, с живыми персонажами, с внезапными сюжетными поворотами. Даже русские мафиози у Стивенсона убедительные: не ходят в обнимку с медведями, не сморкаются в соболиные платочки, в минуты душевного раздрая не бренчат на балалайках.

Но достоинства «Вируса...» тянут за собой и ряд недостатков. То, что хорошо смотрелось бы на экране, в сериале уровня «24 часов», на бумаге выглядит предсказуемым — и, как следствие, затянутым. То, что судьбы двух десятков героев сойдутся в одной точке, читатель догадывается страниц за сто до того, как это, собственно, происходит. А ещё сто страниц перебежек и перестрелок, показанных с разных точек зрения, воспринимались бы с меньшей скукой, если бы читатель томился хоть какой-нибудь интригой. Но её нет: мы догадываемся, что кто-то погибнет, но большинство выживет, — ну что ж, ровно так и происходит. Некоторое оживление в события привносит пумалюдоед, идущая по следу террористов, — но она выглядит как чистейшей воды deus ex machina.

По-настоящему удивляет, впрочем, другое. Стивенсону, как человеку, разбирающемуся в программировании, должно быть очевидно, что создатели компьютерных вирусов способны навредить современной цивилизации в масштабах, сопоставимых с угрозой от террористов «традиционных». Однако эту тему он почему-то затушёвывает; в романе об этом упоминается между делом. То, что могло бы стать серьёзной проблемной книгой — и поначалу даже подавало такие надежды, — в итоге действительно оказалось лишь технотриллером. А если рассматривать роман как технотриллер, то некоторые сюжетные ответвления кажутся избыточными, необязательными.

Что до фантастики, то её тут примерно столько же, сколько и в раннем романе Стивенсона «Зодиак» (1988). Действие происходит в условном «здесь и сейчас», серьёзным фантастическим допущением выглядит лишь сама онлайновая RPG «Т’Эрра», точнее — уровень её проработки.

Итог: Стоит ли читать «Вирус „REAMDE“»? Пожалуй, да, только воспринимайте его не как очередной роман Стивенсона, а как качественный иронический технотриллер. Тогда удовольствие на пару-тройку вечеров гарантировано.

Похожие произведения

романы Майкла Крайтона

Том Клэнси «Все страхи мира»

СТИВЕНСОН ПРОЕКТНЫЙ

После «Вируса „REAMDE“» Нил Стивенсон вместе с шестью другими писателями создал трилогию The Mongoliad, которая, в свою очередь, входит в большой межавторский цикл The Foreworld Saga («Сага о пре-мире»). Трилогия выросла из увлечения соавторов фехтовальным искусством, действие её происходит преимущественно в средневековой Европе. До сих пор неясно, планируют ли издавать эти книги на русском.

Цитата

— Водка в баре. — Шпионка Оливия сказала это по-русски. По акценту и по тому, что она сразу предложила выпивку, Соколов наконец узнал в ней британку.

— Спасибо, но я русский с несколько необычными привычками и не воспользуюсь этой возможностью напиться.

— А я воспользуюсь. — Оливия подошла к бару (на самом деле это был просто небольшой шкафчик) и вытащила бутылку «Джек Дэниелс».

— Сильно не напивайся, — предупредил Соколов, — поскольку, возможно, скоро придётся действовать.

Удачно

Неудачно

  • ирония

  • живые персонажи

  • увлекательный сюжет

  • отсутствие второго дна

  • затянутость и предсказуемость финала

Оценка МФ
8
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться