Google+
ТОР MARVEL Разговор с Анджеем Сапковским Вселенная трансформеров Ergo Proxy
Версия для печатирецензии: Окулус

Окулус

Оригинальное название: Oculus

Жанр: ужасы

Окулус

Сюжет: После долгого лечения в психиатрической клинике Тим воссоединяется со своей сестрой Кейли. В детстве они пережили смерть родителей, и Кейли до сих пор уверена, что жуткие события спровоцировало зеркало из их старого дома. И теперь, чтобы окончательно с этим разобраться, ей нужна помощь брата.

***

Благополучное семейство заселяется в красивый, просторный дом, начинает обживаться, и вдруг — призрачные силуэты в комнатах, нелепые несчастные случаи, близкие странно себя ведут, растения вянут, а домашние питомцы пропадают... Знакомо, не правда ли? У каждого поджанра кинохоррора есть свой набор клише, и беда фильмов о «плохих домах» в том, что зачастую они целиком состоят из таких штампов. Меняются интерьеры, составы семей, второстепенные сюжетные линии, но собственного лица у фильма так и не появляется. Несмотря на это, тема продолжает привлекать режиссёров: создать картину, которая не сгинет среди однотипных поделок и запомнится зрителю, — это настоящий вызов. Не устоял перед ним и американец Майк Флэнеган.

«Окулус» с самого начала увлекает благодаря удачным режиссёрским решениям. Во-первых, композиция фильма не предусматривает нудных вступлений. История представлена сразу в двух временных плоскостях, и ретроспектива органично вплетена в общее повествование. Флэшбеки не утомляют, как это обычно бывает, а эпизод за эпизодом проясняют картину произошедшей много лет назад трагедии. Во-вторых, хорошего хоррора о зеркалах мы не видели со времён одноимённого фильма Александра Ажа. Флэнегану удалось покрыть тот же источник зла интригующим мистическим флёром. Созданные зеркалом иллюзии порой так хороши и остроумны (одна сцена с лампой-яблоком чего стоит), что действуют и на зрителя. В-третьих, Кейли в исполнени Карен Гиллан (услады глаз для фанатов «Доктора Кто») — не очередная симпатичная дурочка, околдованная дьявольским мороком. Она сознательно идёт на столкновение с потусторонним в надежде избавиться от него раз и навсегда. На её фоне ребята из «Паранормального явления» с их «хоум-видео» и рассыпанной по полу мукой выглядят неуклюжими любителями. Автономное освещение, температурные датчики, таймерынапоминалки, чтобы, к примеру, не забывать принимать пищу, — и всё это пишется в режиме нон-стоп несколькими камерами. Ведь зеркало может запутать, затуманить сознание, свести с ума. По сути, Кейли предлагает живущему в её доме злу шахматную партию — кто кого? И, пожалуй, впервые человек при таком раскладе не выглядит заведомо проигравшим. Именно этим режиссёр цепляет зрителя на крючок.

По части саспенса «Окулус» заметно проигрывает последним фильмам Джеймса Вана или тем же «Зеркалам», но напряжение выдерживает до самого финала. Жаль только, что во второй половине режиссёру отказывает чувство вкуса. Проделки зеркала становятся жёстче, акценты смещаются в сторону визуализации страхов, и за кровавыми сценами в духе новых «Зловещих мертвецов» теряется завораживающая атмосфера. Этот сбой влечёт за собой и другие проблемы. Ближе к финалу режиссёр будто забывает всё, что выделяло его кино на фоне сработанных по одной схеме ужастиков. Вот уже и герои бродят по дому в одиночку и попадаются на простые трюки в худших традициях молодёжи из слэшеров... Подобные сцены портят впечатление от достойно снятой и продуманной картины.

Начало фильма выглядит как завязка одного из лучших хорроров года; к середине уверенность, что таким он и станет, крепнет. Оттого вдвойне обидно, что вытянуть заключительную часть на тот же уровень Майку Флэнегану оказалось не под силу. Но и без этого «Окулус» выгодно отличается от типовых ужастиков и обязательно найдёт своего зрителя.

Итог: Крепкий жанровый фильм, который не открещивается от клише, но и не увязает в них. Интересная попытка освежить тематику «плохих домов», к сожалению, не использовавшая весь свой потенциал.

Ты ненакрашенная страшная и накрашенная

Похожие произведения

«Зеркала» (2008)

«Заклятие» (2013)

«Зловещие мертвецы: Чёрная книга» (2013)

ИЗ КОРОТ КОГО МЕТРА

Фильмы ужасов нередко вырастают из короткометражек: так родились «Зловещие мертвецы», «Пила» и «Мама», так появился на свет и «Окулус». Путь от получасового хоррора, снятого за две тысячи долларов, до картины с бюджетом в пять миллионов занял у Флэнегана восемь лет. Несмотря на смену актёрского состава, исполнитель главной роли в короткометражке, Скотт Грэхэм, перекочевал и в полный метр, правда, лишь в эпизодической роли.

Удачно

Неудачно

  • соединение двух сюжетных линий

  • небанальная завязка

  • техническое воплощение

  • недостаток пугающих моментов

  • нереализованный потенциал

Оценка МФ
7
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться