Google+
Вселенная Горца 10 шестеренок стимпанка МИРЫ. «ОСТАТЬСЯ В ЖИВЫХ» Бестиарий. Йети
Версия для печатирецензии: Дивергент

Дивергент

Оригинальное название: Divergent

Жанр: антиутопия для девушек

Производство: США

Режиссер: Нил Бёргер

Продюсер: Люси Фишер

В ролях: Шейлин Вудли, Тео Джеймс

Премьера: 10 апреля 2014

Прокатчик: Централ Партнершип

Возрастной рейтинг: 12+

Дивергент

Сюжет: В постапокалиптическом Чикаго люди поделены на пять каст («фракций»). В шестнадцать лет каждый проходит тест, определяющий, в какую фракцию ему лучше вступить. Но изредка попадаются дивергенты, на которых тест даёт сбой, — они подлежат уничтожению. Девушка Трис, мечтающая попасть во фракцию воинов-Бесстрашных, — дивергент.

***

К «Дивергенту» легко придираться, но не все придирки будут справедливы. Велик соблазн разгромить его уже за то, что кино подростковое, хуже того — смертный грех! — девчачье. Многие поставят «Дивергента» на полочку к мэрисьюшным лавбургерам, к «Сумеркам» и «Орудиям смерти», и доля правды в этом будет. Куда ещё отнести фильм про девушку-избранную, которая отделала злодеев по первое число и завоевала сердце красавца? При этом основная функция Фора, парня Трис, — показывать красивое тело и влюбленно глазеть на героиню. В «мужском» боевике эту функцию обычно выполняет девушка героя, так что «Дивергент» просто поменял роли местами.

Но тот, кто сведёт «Дивергента» к розовым соплям, будет неправ. Томных глаз и накачанных прессов в фильме ровно столько, чтобы порадовать девочек, не вызвав тошноту у прочих зрителей. А как история взросления «Дивергент» неплох. Характер Трис развивается по ходу фильма — робкая серая мышка после жестокой муштры и потери близких становится способна убивать и калечить. Правда, Шейлин Вудли убедительнее в образе затюканной простушки, чем решительной воительницы.

Легко придраться и к непродуманному миру «Дивергента». Система с пятью фракциями и тестом выглядит так, будто Вероника Рот пыталась довести до абсурда идею распределяющей шляпы из «Гарри Поттера». Из фильма непонятно, почему дивергентов считают опасными и истребляют. Ведь выявляющий их тест — чистая формальность, фактически каждый выбирает фракцию сам. На эту придирку можно возразить, что антиутопия и не обязана изображать реалистичное общество. Фантастика — это мысленный эксперимент, игра, в которой предлагается принять определённые правила. Сыграть в постапокалипсис с кастовым строем — почему бы и нет?

Настоящая беда «Дивергента» в том, что он напрочь лишён напряжения и интриги. Сюжет предсказуем, конфликт слаб, а потенциально интересные ходы ни к чему не приводят. Трис — «выродок» своего мира, она вынуждена это скрывать — какие напряжённейшие истории развили из похожих идей Стругацкие в «Обитаемом острове» и Никкол в «Гаттаке»! Однако «инаковость» дивергентов больше похожа на избранность и даёт Трис не столько проблемы, сколько недоступные простым смертным таланты. (Кстати, книга Рот на русском выходила как «Избранная», и это чертовски точно.) А без острого конфликта фильм не работает как антиутопия. Общество «Дивергента» ужасно несправедливо, здесь не моргнув глазом убивают людей и превращают их в изгоев, но героев это не возмущает. Трис и Фор приспосабливаются к правилам своего мира, а в финале даже спасают его от злодеев. Вместо того, чтобы менять прогнивший статус-кво, герои его защищают. И тут уже фильм оправдать нечем. Разве только тем, что так было в книге-первоисточнике.

Наконец, выглядит «Дивергент» серо и безлико. Скромный бюджет в 85 миллионов не дал разгуляться декораторам, костюмерам и мастерам спецэффектов. Герои носят обычную одежду XX века и ходят по унылым бетонным коридорам. К тому же образ мира разваливается — футуристические компьютеры и белоснежные залы выглядят дико, когда на дворе вроде бы постапокалипсис.

И всё же фильм не хочется громить в пух и прах. Его создателям хватило вкуса не скатиться в чистый лавбургер, обойти некоторые штампы и глупости, которыми грешат фильмы такого рода. «Дивергент» — один из частых в последние годы случаев, когда режиссёр и сценаристы пытались вытянуть слабый первоисточник. Чуть больше смелости, чуть дальше уйти от текста Рот — и им бы это удалось.

Итог: Старательно сделанная, но серая и неубедительная антиутопия для девочек.

Антиутопия? Да что вы! Смотрите, как все довольны

Ещё один разряд — и причёска будет готова!

Похожие произведения

«Голодные игры» (2012)

«Гостья» (2013)

«Обитаемый остров» (2008)

Удачно

Неудачно

  • развивающиеся характеры

  • умеренная доля романтики

  • абсурдный мир

  • безликий антураж

  • неинтересный сюжет

Оценка МФ
5
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться