Google+
орлы Фрэнк Миллер Антиутопии
Версия для печатирецензии: «Волкодав. Мир по дороге»

Мария Семенова «Волкодав. Мир по дороге»

фантастика * Вид книги: антология * Издательства: Азбука-Аттикус * Выход: март 2014

Волкодав. Мир по дороге

Сюжет: Юный Волкодав выбрался из забоев Семицветных гор, и теперь у него один путь — к замку Людоеда, где венн наконец сможет отомстить за гибель своего рода. Но сначала герою надо выполнить долг перед умершим другом — посмертно выкупить его мать и отца из рабства, чтобы их души смогли встретиться за гранью жизни. Вот только прямо идти к цели не получается — на горных тропах, в больших и малых селеньях, в местах паломничества всегда найдутся те, кого надо защитить и спасти.

***

«Мир по дороге» — последняя деталь пазла, которая закрывает цикл о Волкодаве, избавляет его от сюжетных прорех и ставит точку в вопросах о характере героя и законах мира, который его окружает. Перед автором стояла непростая задача. Во-первых, между выходом прошлой книги цикла и появлением этой прошло целых одиннадцать лет, и возник логичный вопрос — сможет ли Мария Семёнова войти в одну и ту же реку дважды, сохранить единство стиля и настроения, сберечь характер персонажа, сделать так, чтобы роман не выглядел инородным в ряду своих собратьев. Во-вторых, это «срединная» часть истории: нам привычно читать либо продолжения, либо приквелы, а тут перед нами сюжет, обрамлённый уже известными событиями. Поэтому необходимо было безупречно соблюсти логику повествования. По ходу чтения становится понятно, что с обеими задачами автор справляется на ура: деталь пазла идеально точно ложится на своё место.

Правда, если книгу откроет читатель, совсем не знакомый с миром «Волкодава», его может ждать разочарование. Действие начинается с места в карьер, и первую половину книги то и дело задаёшься вопросами: чьё это имя? почему герой идёт именно сюда? зачем персонажи говорят о вещах, которые очевидны им, но совершенно непонятны читателю? Чтобы прояснить картину, автор использует многочисленные флешбэки — воспоминания Волкодава о рабстве в забое, однако они отвечают далеко не на все вопросы и к тому же тормозят темп повествования. Поэтому есть опасение, что нетерпеливый читатель, не желающий разбираться в причинно-следственных связях незнакомого мира, может не выдержать «испытания дорогой» и отложит книгу в сторону.

Тот же, кто дочитает до конца, сполна насладится завораживающим, напевным ритмом — иногда кажется, что перед нами не рассказ о судьбе героя, а растянутое на сотни страниц заклинание, вплетающее его судьбу в сказочный мир. Сюжет движется по кругу, повторяющимся рисунком: вот удивительный пейзаж земли, которой коснулись руки богов, вот лента дороги сплетается под ногами персонажей, вот появляется тот, кто нуждается в помощи, — и Волкодаву не остаётся иного выхода, кроме как эту помощь оказать. Далее следует кульминация, а после — вывод из происходящего, подъём героя на ещё одну ступень в понимании законов земли, по которой он идёт...

Если «Истовик-камень» рассказывал о превращении мальчика в молодого мужчину, то «Мир по дороге» описывает обретение взрослой силы: Волкодав учится драться и нести ответственность за свои поступки, учится думать прежде, чем действовать, учится доброте... а главное — учится быть не одиноким. Дружить. Проявлять теплоту души. Если в начале книги его ведут только долг и жажда мести, то чем дальше, тем больше он проявляет чувства. Конечно, по сравнению с другими людьми Волкодаву сильно недостаёт эмоций, однако те, которые находят приют в его сердце, сильные, чистые и правильные. И один из самых ярких приёмов в этой книге — контраст между суровым обликом воина и ласковым словом «малыш», которым его именует матушка Кен-Кендарат.

Отдельно стоит отметить, что в книге очень много поэзии, которая очень органично вплетается в ритм «заклинания» и при этом подводит промежуточные итоги, акцентирует смыслы, переводит происходящее с Волкодавом на сакральный уровень.

Итог: Книга-путешествие, калейдоскоп чужих смертей и спасений, счастья и несчастья, любви и ненависти. Рассказ о пути героя, который не умеет быть равнодушным.

Похожие произведения

Лоис Макмастер Буджолд «Священная охота»

Ольга Голотвина «Сокровище троллей»

ДЕРЕВЕНСКИЕ МОТИВЫ

Путь Волкодава из Самоцветных гор проходит по долине, где нет больших городов. Здесь каждая деревенька — маленький мир со своим лицом и своими традициями. Деревенский быт очень точно, с любовью выписан — не последнюю роль здесь сыграло то, что сама Мария Семёнова живёт сейчас в деревенском доме, где её собственными руками возведена печка, выкопан подвал и уложена крыша.

Цитата

— А знаешь ли ты, малыш, зачем перекатиполе отправляются в странствие?

Волкодав невольно задумался. Ничего путного на ум так и не явилось.

— А разве они отправляются? — спросил он затем. — Думается, они просто умерли. У них больше нет корней, чтобы держаться за землю. Они летят по воле ветра и уже не выбирают дороги.

Жрица кивнула:

— Ты прав, но не вполне. Каждый из этих кустиков действительно мёртв, но травяной народец следует по пути, проложенному его пращурами. Зелёные существа высыхают и уносятся через степь, чтобы разбросать созревшие семена.

Удачно

Неудачно

  • развитие образа героя

  • повествовательный ритм

  • книга гармонично вписана в цикл

  • некоторая несамостоятельность повествования

Оценка МФ
8
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться