Google+
Что делать, если вы... умерли? Вселенная «Magic: The Gathering» Беседа с создателем Плоского мира Вселенная Бэтмена
Версия для печатирецензии: Двойник

Двойник

Жанр: абсурдистская трагикомеди

Производство: Великобритания

Режиссер: Ричард Айоади

В ролях: Джесси Айзенберг

Двойник

Сюжет: В кафкианском обществе будущего ничем не примечательный клерк Саймон обнаруживает, что его новый коллега Джеймс внешне похож на него как две капли воды — и, более того, вовсю пользуется этим сходством...

***

Дебютировав в большом кино безумной (даром что вполне реалистической) «Субмариной» (2011), британец Ричард Айоади решил замахнуться на Фёдора нашего Михайловича и экранизировал фантасмагорию Достоевского о жизни и приключениях титулярного советника Якова Петровича Голядкина, повстречавшего как-то своего двойника. Реалии царской России замещены тут условными европейскими, но и те условны настолько, что картина воспринимается вне какого бы то ни было национально-культурного контекста. Действие разворачивается в непонятной стране в неопределённую эпоху в ретрофутуристических декорациях. Героя зовут Саймон, его двойника — Джеймс, их шефа — мистер Пападопулос, их возлюбленную — Ханна; работают герои на некоего Полковника, который одновременно и глава фирмы, и её маскот. Слоган компании — «Полковник знает, что нет особенных людей, есть просто люди» — намекает на традиционную для антиутопий тотальную обезличенность зябкого, сумрачного, будто подземного (ни единой сцены при солнечном свете!) бытия.

Сюжет Достоевского о том, как раскрепощённый двойник выдавливает робкого героя на периферию жизни, захватывая по очереди его работу, дом и любовь, на таком кафкианском фоне разыгрывается как по нотам. Джесси Айзенберг умудряется создать два очень непохожих и очень неприятных образа. Джеймс — экстраверт, циник, хитрец — явно опасен (и похож на Цукерберга из «Социальной сети»). Саймон, напротив, подавляет своей почти идиотической нерешительностью, своей ничтожностью. Ему вроде и надо сочувствовать, но через пять минут начинаешь понимать, почему и мать к нему не прислушивается, и босс не помнит его имени, и Ханна (милая Миа Васиковска) не способна полюбить эдакую серость. То ли дело Джеймс! Остроумие, наглость, стиль!.. Сразу видно, что это не «просто человек», но «человек особенный», не тварь дрожащая, а нечто, «имеющее право».

Имитируя Достоевского, но не копируя сюжетные ходы, Айоади проводит Саймона через все круги ада: от бессильной злобы на удачливого двойника до падения в пучину безвестности, когда вся информация о Саймоне исчезает из всеобщей базы данных — «системы», и он, будучи никем внутри, оказывается никем ещё и снаружи. «Верните меня в систему!» — умоляет он служащего. «Не могу, — отвечает тот. — Система абсолютно надёжна. Если она говорит, что вас нет, значит, вы не существуете». Как тут не вспомнить Маяковского: «Единица — вздор, единица — ноль...» Но и этот ноль способен на бунт, особенно если противостоит нулю, по сути, такое же (или то же самое) ничтожество.

Помимо прочего фильм сообщает нам то, о чём Достоевский догадался задолго до возникновения моды на антиутопию: её архетипы — маленький человек и большой тиран, вечное сомнение и безбрежное самомнение — две стороны одной медали, половины одной души. Поневоле задумаешься, с каким именно Старшим Братом боролся в «1984» Оруэлл и каких тиранов истреблял смехом Набоков. Это открытие даёт ключ к фильму самого Айоади: что, если тусклый клаустрофобный мир — не реальность, а ущербное восприятие героя, бледная тень реальности?

Итог: «Двойник» идеально встаёт в ряд кафкианских фильмов наряду с «Бразилией» и явно оставит след в истории кино. Он получился слишком артхаусным, чтобы прославить Айоади среди массовой аудитории, но своего зрителя это атмосферное кино найдёт.

«Эй, ты, лентяй! Проснись! Ты работаешь на полковника!»

Два Айзенберга, несмотря на сходство, разнятся, как лёд и пламень.

Похожие произведения

«Процесс» (1962)

«Голова-ластик» (1977)

«Бразилия» (1985)

Цитата

Я привык существовать. Я и сейчас существую. Я стою в этой комнате... и... и...

Саймон

Удачно

Неудачно

  • зловещая атмосфера

  • ощущение обезличенности

  • двойная игра айзенберга

  • артхаусность

Оценка МФ
9
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться