Google+
SPELLJAMMER Метательные машины Тёмное фэнтези пЛУТОН
Версия для печатирецензии: Она

Она

Жанр: научно-фантастическая мелодрама

Производство: США

Режиссер: Спайк Джонз

В ролях: Хоакин Феникс, Эми Адамс, Руни Мара

Она

Сюжет: Писатель Теодор никак не может прийти в себя после расставания с женой. Любопытства ради он приобретает операционную систему, обладающую собственной личностью. Теодор находит в программе, которая называет себя Самантой, благодарного слушателя и бесценного помощника, и скоро между ними разгорается роман.

***

Искусственный интеллект ещё только делает первые робкие шаги, а фантасты рассмотрели уже, кажется, все возможные варианты нашего взаимодействия с ним — начиная от сопротивления хищной программе, пытающейся захватить мир, и заканчивая трогательной привязанностью к «воображаемому другу». Режиссёр Спайк Джонз остановился на последнем варианте, рассказав о романе человека с компьютерной программой. Причём эти отношения выглядят на удивление естественно и убедительно, даже когда дело доходит до эротических сцен с партнёром, у которого нет ничего, кроме иконки на экране смартфона и голоса. Зато какого голоса! Озвучившая Саманту Скарлетт Йоханссон получила на Римском кинофестивале приз за лучшую женскую роль, ни разу не появившись в кадре. Увы, из-за дубляжа нашему зрителю не удастся услышать все оттенки её голоса, который становится всё более эмоциональным и человечным по мере того, как Саманта осознаёт свою индивидуальность.

Стоит сказать пару слов и о партнёре Йоханссон по экрану — Хоакине Фениксе («Знаки», «Гладиатор»). Он отлично вжился в образ одинокого человека, добродушного и застенчивого, который по долгу службы успешно делает счастливыми других людей, а в свободное время отчаянно старается любыми способами заполнить пустоту в собственной душе. Отношения с программой парадоксальным образом делают его более чутким и понимающим. Не только Саманта всё сильнее напоминает живого человека — сам Теодор благодаря роману с искусственным интеллектом становится более живым.

По описанию сюжета может показаться, что Спайк Джонз снял фильм о том, как легко в компьютерный век утратить связь с реальным миром. Но на самом деле фильм не столько о любви человека и искусственного интеллекта, сколько просто о любви. О постепенном сближении, нежности, ревности, искренности, терпении и страсти. И не так уж важно, что главные герои этой истории, то драматичной, то уморительно смешной, — человек и компьютер. Фантастическое допущение нужно режиссёру, чтобы показать привычную ситуацию под непривычным углом, дать неожиданный ракурс и привлечь внимание зрителя к простым и обыденным, но оттого не менее важным вещам.

Конечно, здесь нашлось место и размышлениям о том, как эволюционируют человеческие отношения в мире, насквозь пронизанном технологиями. Стоит главному герою выйти на улицу, как ему постоянно встречаются люди, не замечающие вокруг ничего, кроме экранов своих планшетов. Да и основное занятие Теодора весьма показательно: он пишет людям проникновенные, полные чувств письма от имени их близких — по заказу последних. Фантастика? Скорее художественное преувеличение. Разве вы не натыкались в Сети на базы готовых SMS с поздравлениями и признаниями в любви? Однако тема разобщённости не выходит на первый план. В реальности, созданной Спайком Джонзом, вообще максимально сглажены все острые углы. Кажется, что в этом мире нет никаких глобальных проблем и социальных конфликтов. Даже цветовая палитра настраивает на умиротворяющий лад: фильм снят в тёплых, пастельных тонах.

Судя по всему, Спайк Джонз не слишком заботился о реалистичности нарисованной им картины недалёкого будущего. Его интересовали совсем другие вещи. Несмотря на кажущуюся злободневной тематику, «Она» на самом деле универсальная история, которая поднимает вопросы, важные во все времена. Это фильм не о компьютерах, а о людях. О нас с вами. Как, в принципе, и любая хорошая фантастика.

Итог: Трогательная и лиричная история о том, что для счастья и любви не так уж важно, живой ты человек или компьютерная программа.

Программа, не программа — ваша девушка всегда хочет поболтать, когда вы сладко спите

Извини, я не смогу с тобой встречаться, ты слишком реальна для меня

Похожие произведения

«Симона» (2002)

«Руби Спаркс» (2012)

Удачно

Неудачно

  • свежий взгляд на вечную тему

  • актёрская игра

  • остроумные диалоги

  • голос скарлетт йоханссон

  • небольшая нехватка остроты

  • дубляж, из-за которого не слышен голос скарлетт йоханссон

Оценка МФ
9
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться