Google+
MASS EFFECT Андрэ Нортон артур кларк «ДЮНА» ФРЭНКА ГЕРБЕРТА. ЭКРАНИЗАЦИИ
Версия для печатирецензии: «Господствующая высота»

Андрей Хуснутдинов «Господствующая высота»

фантастика * Вид книги: роман * Издательства: Лениздат * Выход: ноябрь 2013

Господствующая высота

Сюжет: Война меняет человека, выворачивает его наизнанку. Иногда заставляет возненавидеть себя, иногда помогает не то чтобы понять, но кожей прочувствовать какие-то важные вещи, непостижимые «на гражданке». Но немногим из тех, кто убивает и умирает на передовой, удаётся взглянуть в лицо демонам войны, как случилось с героями повести Андрея Хуснутдинова «Господствующая высота», которые исполняли в Афганистане «интернациональный долг»...

***

Андрей Хуснутдинов прибился к фантастическому обозу на самой заре своей писательской карьеры, в двадцать лет с небольшим, впервые заявив о себе в 1991 году, на страницах сборников «Необъятный двор» и «Цех фантастов» — как говорит ныне сам автор, дебютировал он рассказами, написанными ещё в школе. И вот что любопытно: по природе своего таланта Хуснутдинов литератор скорее «толстожурнальный», его книги мало приспособлены для комфортного, расслабленного, ненапряжного чтения. Но так уж повелось, что печатается он преимущественно в фантастических журналах и книжных сериях — за очень редкими исключениями. Особенно поучительная история приключилась с самым известным его романом. «Столовая гора» вышла сперва в альманахе Бориса Стругацкого «Полдень. XXI век», потом отдельным томом в рижском издательстве «Снежный Ком». Книга попала в лонг-лист «Русского Букера», и Хуснутдинов поспешил заключить договор с серьёзными, «мейнстримовскими» литагентами. На волне успеха роман переиздало «Эксмо», но «интеллектуальным бестселлером» «Столовая гора» не стала, а другие издатели связывать свои планы с именем алма-атинского литератора не спешили. Короче, как говорил один ушлый латинянин, «лучше быть первым в деревне, чем вторым в Риме».

Новый сборник Хуснутдинова, впрочем, издан в серии «Улица Чехова», заточенной под современную прозу во всём её многообразии, от магического реализма до квазидокументалистики.

Центральное место в книге занимает повесть «Господствующая высота», далёкая от канона классического реализма. По сути, это очередная история о пробуждении внутренних демонов, о сущности насилия, о субъективности травматического опыта — обо всём, о чём пишут, когда вспоминают о войне, а особенно о войне сравнительно недавней. На дворе 1989 год, к концу идёт бессмысленная и бесславная Афганская кампания. На одну из советских застав в Афганистане переводят проштрафившегося рядового — хотя в чём его вина, ни герою-повествователю, юному сержанту, ни его сослуживцам неведомо. Понятно только, что дело здесь нечисто: уж больно странно обставлен перевод. Да и сам новенький какой-то мутноватый: не то адреналиновый наркоман, не то потенциальный перебежчик, не то засланный казачок. Но армия, да ещё «исполняющая интернациональный долг» на всю катушку, — организм с особым метаболизмом: перевели так перевели, никто в душу лезть не будет. В разгар перестройки, под пулями, накануне отправки на родину у советских солдат совсем другие приоритеты... Вот только с приходом новенького тихая застава, укомплектованная мотострелками-срочниками, начинает превращаться в борхесовскую осаждаемую крепость, на которую точат зубы не только местные боевики, но и хорошо подготовленные иранские диверсанты. Ну а героя-повествователя, того самого сержанта, донимают дурные предчувствия. В воздухе пахнет бурей — похоже, дело идёт к большой крови...

Как и положено по законам драматургии, самую ударную сцену Хуснутдинов приберёг для кульминации, а фантастический поворот, объясняющий многие странности сюжета, вынес в финал. Однако хватает здесь и других мощных эпизодов. Например, ключевая сцена, когда два советских солдата на гауптвахте в афганской тмутаракани обсуждают чудо смерти, по сюрреалистической насыщенности не уступает ранней пелевинской прозе — той, что писалась в конце 1980-х и вошла в сборник «Синий фонарь».

Исследование иррационального Хуснутдинов продолжает и в рассказах, которые дополняют «Господствующую высоту». Формально все они принадлежат к разным жанрам, от антиутопии («Лингвосфера») до апокалиптики («Плёнка»). Объединяет их натурализм, внимание автора к пограничным, зыбким состояниям человеческого сознания и тяжёлому, мрачному абсурду — даже в таких вроде бы реалистических текстах, как криминальный «Постой». Сюжеты подчиняются сновидческой логике, то есть логике искажённой, внутренне противоречивой, меняющейся на ходу. Распадается сама ткань языка, пространство и время теряют внутреннюю целостность и связность. Заглавная повесть — верх линейности, последовательности и чёткости по сравнению с рассказами. Но если уж взялись за эту книгу, стоит прочитать и их — хотя бы для того, чтобы уяснить, на что ещё способен Андрей Хуснутдинов.

Итог: Тяжёлая, сложная проза, требующая от читателя не столько эрудиции и начитанности-насмотренности, сколько полной эмоциональной и интеллектуальной мобилизации. Неподготовленной публике лучше начинать знакомство со «Столовой горы» или, в крайнем случае, с «Гугенота».

Похожие произведения

Анджей Сапковский «Змея»

Иван Наумов «Мальчик с саблей»

СОКРАЩЁННЫЙ ВАРИАНТ

Повесть «Господствующая высота» впервые вышла в сокращённом варианте на страницах журнала «Октябрь» в 2011 году и доступна для легального чтения на сайте «Журнальный зал».

Цитата

— А какой смертью должен умирать человек?

— Он должен погибать.

Я ошалело кашлянул.

— Почему?

— Если живой становится мёртвым просто так, из-за болезни... — Арис помолчал, будто пробовал вслушаться в собственные слова. — Если живой умирает просто так, то родным надо звать попа, чтобы жить дальше и не сойти с ума. Когда человек не погибает, а просто так становится не живым, то нет чуда смерти, а есть одна расписка от попа, крест.

Повесть «Господствующая высота»

Удачно

Неудачно

  • интеллектуальный вызов

  • философский подтекст

  • саркастичность

  • натурализм

  • абсурдность

  • мрачность

Оценка МФ
8
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться