Google+
спорт ГРЕГ СТЭЙПЛЗ, ХУДОЖНИК Ниндзя АРСЕНАЛ. МЕТАЛЛУРГИЯ
Версия для печатирецензии: The Stanley Parable

The Stanley Parable

Жанр: приключение, притча

Разработчик: Galactic Cafe

Издатель: Galactic Cafe

The Stanley Parable

Сюжет: Жизнь офисного работника Стэнли была простой и понятной — изо дня в день он сидел на работе и нажимал на кнопки. Но однажды офис опустел, и теперь Стэнли предстоит выяснить, что случилось и куда все пропали.

***

Обычно о выходе всех самых лучших игр известно заранее — впереди проекта бежит огромная толпа пиарщиков, которая дует в фанфары и устилает игре дорогу красивыми постерами. Но случаются исключения — например, когда небольшой индипроект от никому не известного разработчика оказывается необычайно крутым. Именно из этой категории и наш сегодняшний гость.

The Stanley Parable — это антиистория. В обычном повествовании герой — послушный раб сказителя. Но только не здесь! В The Stanley Parable есть рассказчик, который пытается управлять действиями персонажа, и сам Стэнли, который под вашим руководством либо слушается «автора», либо пытается идти своей дорогой. Если быть пай-мальчиком и без размышлений выполнять всё, что требует рассказчик, игра пробегается минут за пять-десять. А если попытаться ослушаться, может произойти всё что угодно. Рассказчик будет всеми силами стараться вернуть нас в повествование и сурово наказывать за неповиновение. Свернув разочек не туда, можно попасть в закольцованный коридор и выяснить, что бедный Стэнли — просто городской сумасшедший, которому привиделся офис.

Происходящее можно трактовать как попытки разобраться в отношениях Бога и человека и показать, что будет, если человек попытается взять на себя божественные функции. Или как историю о том, как игроки в настольную ролёвку своим дуракавалянием пытаются «сломать» модуль неопытного игрового мастера. Каждая из трактовок имеет право на жизнь, каждая из версий происходящего равнозначна остальным. Пойдём по одной дороге — выясним, что рассказчик изрядный садист, который люто ненавидит своего героя. Ступим на другой путь — узнаём, что он просто недалёкий человек со своеобразными представлениями о счастье. Третья дорога приведёт нас к тайному заговору и истории о контроле над разумом. Каждый новый выбор — это новый путь.

Если же последовательно упорствовать, действуя наперекор каждому слову рассказчика, то игра в конце концов сломается, и мы потеряем контроль над Стэнли. Он просто будет стоять истуканом, пока рассказчик будет умолять его сделать выбор. Можно смело сказать, что взаимоотношения рассказчика и героя его истории — ключевая тема игры. Это притча (именно так переводится слово Parable) о том, что рассказчик и герой взаимозависимы. Прощупывая альтернативные ветки развития истории, мы можем по кусочкам собрать всю картину — узнать, куда делись остальные работники офиса, каков рассказчик на самом деле, что им движет, желает ли он добра своему герою и как вообще понимает само понятие добра.

Придя к определённому финалу или тупику, мы всегда можем перезапустить игру и пробовать пройти историю заново, сделав в каком-нибудь месте другой выбор. Иногда рассказчик сам инициирует такие перезапуски, и оказывается, что рестарт — это часть глобальной сюжетной ветки. Порой думаешь, что зашёл в тупик и начинаешь всё заново, но на самом деле что-то вокруг круто поменялось, и сейчас тебя пустят за ту дверь, которая раньше оставалась закрытой.

Игра неплохо жонглирует эмоциями: иногда хочется смеяться во весь голос, порой становится грустно, а пару раз — нет, не страшно, а неуютно. К большому сожалению, методично излазить все предусмотренные авторами закоулки можно часа за три. А после этого в игре делать, в общем-то, нечего. Поскольку игрок может лишь ходить и слушать комментарии рассказчика, в тот момент, когда прозвучит последняя реплика, геймплей полностью себя исчерпает. Ни весёлых пострелушек, ни суперсовременной графики, ни классного звукового сопровождения игра предложить не в силах. Поэтому по окончании The Stanley Parable игроку можно посоветовать разве что пройти бесплатное демо — оно очень весёлое и неплохо дополняет основную игру.

Итог: Умная, глубокая, многоплановая философская притча. Весь игровой процесс этого приключения строится на вашем выборе, и, когда узнаёшь последствия всех решений, начинается следующий этап игры — обдумывание увиденного и услышанного. Но это уже совершенно другая история.

Лично я предпочёл бы увидеть на стене надпись «Тайная Комната снова открыта, берегитесь, враги Наследника», но так тоже ничего

Офис полон странных мест. В них попадаешь, стоит уйти из основных коридоров

Один из полноценных финалов игры — игрок оставляет Стэнли наедине с рассказчиком

Похожие произведения

Portal

To the Moon

НЕДОСТИЖИМОЕ

Игра основательно пропесочивает одну из примет современного игростроя — систему достижений, предлагая свой собственный вариант. В юморе и фантазии авторам не откажешь: чтобы заработать одно достижение, необходимо покопаться в ресурсах игры, другое требует включения определённой настройки, третье — нажатия клавиши «пробел». Для того чтобы получить некоторые достижения, нужно не играть в игру пять лет кряду или, напротив, провести за ней целый вторник — 24 часа подряд! Особенно выделяется издевательское достижение Click on door 430 five times («Пять раз кликни на дверь №430») — вопреки названию, чтобы его заработать, надо минут десять бегать по офису, выполняя идиотские поручения рассказчика.

Удачно

Неудачно

  • необычность

  • глубина

  • простота

  • малая продолжительность

  • топорная локализация

Оценка МФ
9
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться