Google+
Беседа с создателем Плоского мира Антиутопии Космические пираты ДОСКА ПОЧЁТА. ЭПИЧЕСКИЕ БИТВЫ
Версия для печатирецензии: «Запах страха. Коллекция ужаса»

Стивен Джонс «Запах страха. Коллекция ужаса»

хоррор, мистика * Пер.: В. Михалюк * Издательства: Книжный клуб семейного досуга * Выход:  2013

Запах страха. Коллекция ужаса

Сюжет: В восемнадцатом выпуске серии «Лучшие ужасы за год», который на русском языке вышел под названием «Запах страха», читатели встретятся со множеством кошмаров — от морских призраков и одержимых поездов до взбесившегося климата и невероятной человеческой жестокости. Впрочем, как напоминают авторы сборника, от ужаса до красоты — один шаг. И ровно столько же в обратном направлении...

***

У многих народов и культур существует магическая формула, позволяющая чудесным образом завершить любое сложное дело: «Да ладно, и так сойдёт». Если бы составители антологий были отдельным племенем, то эта формула наверняка считалась бы у них табу, поскольку ведёт к деградации и вымиранию.

К счастью, Стивен Джонс — редактор старой закалки. Вместо чёрной магии он рассчитывает на старую добрую смесь профессионализма и хорошего вкуса. «Запах страха» — ежегодник, вобравший в себя самые интересные образцы хоррора и смежных жанров за 2006 год. Однако планка задана так высоко, что сборник привлекал бы внимание и сам по себе, без магии именитой серии.

Конечно, было бы наивно приписывать составителю некую высшую объективность и полагать, что ему удалось сплотить под одной обложкой всех без исключения «лучших из лучших». Как и многие его коллеги, Джонс осторожен с новыми именами и больше полагается на проверенных, опытных авторов. С одной стороны, это ведёт к некоторому однообразию (большая часть писателей, представленных в «Запахе страха», заглядывали к Джонсу на огонёк не раз и не два), с другой — гарантирует некий минимальный уровень качества. Если это не забота о читательских интересах, то что?

Соблазнительно подать антологию как моментальный снимок современного (на тот момент) хоррора, собрание популярных тем и актуальных тенденций. Но особенность и прелесть жанра в том, что источником для истории об ужасном и странном может послужить что угодно — случайно подсмотренная сценка на улице, эпизод из книги или фильма, чья-то фобия или надоевшие штампы. Поэтому лучший способ получить удовольствие от этой книги — забыть о тенденциях и принять каждого автора в его индивидуальности.

Так, в новелле «Дома поглощены волнами моря» Кэтлин Р. Кирнан работает в русле Мифов Ктулху — и напоминает, что фантазии Лавкрафта напитаны не только космическим ужасом, но и чарующей, почти мучительной красотой. «Дома» — это одновременно история незаурядной личности, опасного культа и страстной любви. Схожим настроением проникнуты и «Сборщицы шафрана» Элизабет Хэнд — идиллия, весь трагизм которой раскрывается в последних строках. Тот же лиризм мы находим в «Между холодной луной и землёй» Питера Эткинса — рассказе об удивительном прощании.

Имеются в антологии и более традиционные сюжеты. Патриарх жанра Рэмси Кэмпбелл оригинально обыграл тему «погребённого заживо», разнообразив её при помощи современных технологий («Глубоко под землёй»). Марк Сэмюэлс в «Стражах» углубляется в мрачное нутро лондонской подземки — и результат почти не уступает «Полночному поезду с мясом» Клайва Баркера. Марк Моррис в «Что противно природе» рассказывает о раскаянии и возмездии, используя в качестве декораций пустынный городок, похожий на всем известный Сайлент-Хилл. Неизменно ироничный Дэвид Дж. Шоу устраивает «Похороны» зомби-хоррору, убедительно демонстрируя, что ожившим мертвецам не обязательно поедать родных и близких, чтобы наводить ужас, — им достаточно остаться людьми. «Человек, который сошёл с призрачного поезда» литературного волшебника Кима Ньюмана начинается как легкомысленная история об охотниках за привидениями и заканчивается кровавым разгулом сверхъестественных сил. В мрачной «Улыбке дьявола» Глена Хиршберга вновь заявляет о себе морская стихия, завораживающая и бесконечно чуждая человеку. Особняком стоит «Прекрасная дочь Пол Пота» Джеффа Раймана — упоительная фантазия о грехах и искуплении, пугающая ровно настолько, насколько глубоко читатель сведущ в истории Камбоджи.

Гораздо проще исполнены рассказы Джона Гордона, Линды Рюкер, Джина Вулфа, покойного Ф. Гуинплейна Макинтайра и некоторых других авторов, но и они хороши по меркам классических страшилок. А иногда и просто хороши, как «Они» Дэвида Моррелла или «Лето» Эла Саррантонио. Что до несколько мутноватых текстов Кристофера Фаулера, Николаса Ройла и Джоэла Лейна, они всё же достаточно оригинальны, чтобы не портить общего впечатления.

Итог: «Запах страха» не зря получил Британскую премию фэнтези и наверняка порадует как поклонников жанра, так и всех сочувствующих.

Похожие произведения

антология «Лучшие страхи года»

антология «Вкус ужаса»

ХОРРОР?ТРИУМВИРАТ

На данный момент в англоязычных странах существуют три основные серии ежегодников, посвящённых хоррору и мистике. Стивен Джонс ведёт самую почтенную из них, The Mammoth Book of Best New Horror (этой осенью вышел 24-й выпуск). Эллен Датлоу отвечает за линейку The Best Horror of the Year. Наконец, Паула Гуран составляет The Year’s Best Dark Fantasy & Horror. Пересечения между сериями довольно редки. К хоррору в традиционном понимании ближе всего именно антологии Стивена Джонса.

Цитата

Некие сущности улавливают твой самый жуткий кошмар, твои худшие воспоминания и самые тёмные тайны и бросают их тебе в лицо. Но ничто не выискивает в тебе минуты наивысшего счастья, затаённые мечты и самые захватывающие сны, никто не преподносит их тебе на тарелочке.

Ким Ньюман, повесть «Человек, который сошёл с призрачного поезда»

Удачно

Неудачно

  • высокий уровень произведений

  • разнообразие стилей и сюжетов

  • иллюстрации ко всем рассказам

  • отдельные огрехи перевода и редактуры

Оценка МФ
8
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться