Google+
Терминаторы Григорий Распутин МИРЫ. «ОСТАТЬСЯ В ЖИВЫХ» Вселенная Горца
Версия для печатирецензии: Философы: Урок выживания

Философы: Урок выживания

Жанр: психологический триллер

Производство: США

Режиссер: Джон Хаддлс

В ролях: Дэрил Сабара, Бонни Райт

Философы: Урок выживания

Сюжет: Преподаватель философии предлагает двадцати студентам поучаствовать в мысленном эксперименте. Надвигается ядерный апокалипсис, от которого людям надо спрятаться в бункере. Но мест в нём всего десять. Группе предстоит решить, кто из них должен оказаться в бункере и продолжить человеческий род, а кому предстоит остаться снаружи и умереть от радиации. Чем готовы пожертвовать студенты ради великой цели? И насколько вообще выживание человечества можно считать благом?

***

О жанровой принадлежности «Философов» можно вести долгие диспуты. Фильм от начала до конца — мысленный эксперимент, ролевая игра, участники которой не выходят за пределы комнаты. Да, условия эксперимента фантастичны, а видеоряд неплохо иллюстрирует происходящее, — но зрителя с завидной частотой возвращают в класс и напоминают, что апокалипсис в реальной жизни не наступил. И введены такие «возвраты в реальность» неспроста — с помощью этого приёма режиссёр делает из зрителя полноценного участника дискуссии, разворачивающейся на экране, и одновременно спасает сюжет от провисаний. Логика подсказывает, что фильм, который состоит из одних только разговоров с участием двух десятков человек, просто не может не быть затянутым, — но режиссёр отвешивает этой логике эффектную оплеуху. Происходящее на экране одновременно неспешно и динамично — отчасти это парадоксальное сочетание можно объяснить бурной работой мысли, которую провоцирует картина.

Эксперимент и реальность образуют две разные сюжетные линии. В «виртуальной» части нам показывают столкновение разных философских концепций при размышлении над одной проблемой — выживанием рода человеческого. Учитель с самого начала навязывает студентам логический подход к решению задачи — и использование логики раз за разом оборачивается для обитателей бункера катастрофой. Они вроде бы всё делают правильно, но конечной цели так и не достигают. Населению бункера не то что не удаётся приступить к возрождению человечества — у десятка счастливчиков просто не получается выжить.

Но от других лент подобного толка «Философы» выгодно отличаются тем, что они не про людей и их скотскую натуру, а про идею. Фильм подводит зрителя к чрезвычайно важной мысли: оказывается, пытаясь выжить, мы просто строим вокруг себя ад, существовать в котором невозможно. Выбирая целью выживание, а средством её достижения — логику, мы лишь плодим зло. Чтобы выйти из бункера живым, нужно выбирать не самых полезных или способных дать здоровое потомство, а тех, с кем год изоляции покажется праздником. Откладывая жизнь на потом ради великой цели, человек теряет эту самую жизнь. Доктор с электриком в убежище, конечно, пригодятся, но не стоит обрекать на смерть музыканта или художника только потому, что они кажутся тебе «бесполезными».

Вторая сюжетная линия посвящена противостоянию студентов и преподавателя. Сразу понятно, что перед нами нечто большее, чем просто занятие, а у учителя есть скрытые мотивы. До самого конца фильма зрителя мучает вопрос, зачем педагог всё это затеял и почему действует именно так. Хочет донести какую-то важную мысль? Готовит к реальной ядерной катастрофе, о которой студенты ещё не знают? Или он просто псих и в конце бросится на студентов с ножом? Пожалуй, финал этой линии немножко разочаровывает — разгадка оказывается не столь мощной и неожиданной, как это бывает в хороших триллерах. Зато финал этот предельно реалистичен и понятен: бункер у каждого свой, и мы сами его для себя строим.

Мощный сценарий «Философов» подкреплён неплохой режиссурой, качественной актёрской игрой и атмосферным саундтреком. Хотя главных действующих лиц всего трое, внимание сосредоточено не только на них — актёрам второго плана тоже дают выступить и раскрыть своих персонажей. Их игра делает фильм живее и добрее: хоть в ленте и есть мрачные, тяжёлые места, она никогда не скатывается в откровенную чернуху. А комедийных моментов в «Философах» предостаточно — как и на всяком нормальном студенческом диспуте.

Итог: Редкий пример умного фильма, который без лишнего пафоса, чернухи и сложных аллегорий объясняет, что жить надо прямо сейчас, а не дожидаться абстрактного будущего. Хорошие актёры и достойная музыка прилагаются.

Ну, давай, повтори ещё раз, что ты оставил дома зачётку!

Дизайн у бункера продуман неплохо, а вот вместимость подкачала

Похожие произведения

«Эксперимент» (2000)

«12 разгневанных мужчин» (1957)

Удачно

Неудачно

  • умный сценарий

  • хорошая актёрская игра

  • философские идеи

  • отсутствие яркого финала

Оценка МФ
8
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться