Google+
ЭКРАНИЗАЦИИ ФИЛИПА ДИКА кАМША ЭПИК Арнольд Беседа с Владиславом Крапивиным
Версия для печатирецензии: Риддик

Риддик

Оригинальное название: Riddick

Жанр: космический вестерн

Производство: США

Режиссер: Дэвид Нил Туи

Продюсер: Вин Дизель

В ролях: Вин Дизель

Премьера: 12 сентября 2013

Прокатчик: Централ Партнершип

Возрастной рейтинг: 16+

Риддик

Сюжет: Космический авантюрист Риддик не засиделся на троне у некромонгеров. Заговорщики оставили его раненым и безоружным на дикой планете, где всё живое пытается его сожрать. Чтобы выбраться, Риддик выдаёт своё местонахождение, и за ним начинают охоту две группы наёмников. Одним охотникам нужна его голова, а другие хотят задать Риддику серьёзные вопросы…

***

Дэвид Туи недавно жаловался, что финансы пока не позволяют им с Вином Дизелем воплотить грандиозную историю про Риддика, которую они задумали. Масштабные идеи пришлось отложить до лучших времён, поэтому фильм почти не развивает сквозной сюжет киносерии и привязан к нему кое-как. Вопреки анонсам, третья часть продолжает именно «Хроники Риддика», но от желающих узнать, как Риддик правил некромонгерами, отмахнулись флэшбеком минуты на три. Причём сцена выглядит так, будто её досняли в последний момент, чтобы перенести действие из середины хронологии в конец. И это обидно. Зато родство фильма с «Чёрной дырой» — и по сюжету, и, что важнее, по стилю — очевидно. Как и в первой части, действие ограничено о дной пустынной планетой, а сюжет — одним мотивом: борьбой за выживание.

Представлена эта борьба в трёх актах, на которые отчётливо распадается фильм. Первые полчаса — сольная партия Вина Дизеля: его герой демонстрирует навыки опытного Робинзона, убивает монстров, приручает щенка и предаётся воспоминаниям. Наблюдать за ним забавно, но начало слишком затянуто, а сюжет не движется с места. Основная история начинается лишь во втором акте, когда в игру вступают конкурирующие шайки охотников за головами. На них Туи переключает всё внимание, а Риддик, намозоливший нам глаза в прологе, прячется за границу экрана. Оттуда он весь следующий час будет тонко играть на страхах и разногласиях своих врагов, заманивая их в ловушки. И именно тогда фильм становится интереснее.

Центральная часть картины — это классический вестерн, которому не хватает только шляп и музыки кантри. Здесь и охота на беглеца в пустыне, и долгие разговоры перед стрельбой, и гусарские шутки наёмников, и комичная религиозность одного из них. Даже недостатки этого акта типичны именно для вестерна. Наёмникам не помешало бы вызубрить золотые слова из фильма «Хороший, плохой, злой»: «Если пришёл стрелять — стреляй, а не болтай». Именно в середине картины смогли как следует раскрыться актёры второго плана, из которых особо стоит отметить Хорди Молью. Он отлично вписался в роль подлого и трусоватого наёмника Сантаны, похожего на бандита Туко из классических вестернов Серджо Леоне. Будь всё в «Риддике» так же удачно, как сцена с заминированным сейфом, в которой Молью задорно обменивается колкостями с партнёрами, оценка могла оказаться на балл выше.

К сожалению, под конец создатели как будто спохватились, что уходят от стиля «Чёрной дыры», и начали откровенно копировать её приёмы и сюжетные ходы. В третьем акте вестерн резко сменяется хоррором про монстров, неотличимым от первого фильма, а персонажи пачками идут в расход. При этом сценаристы строят из себя провидение: чудом сохраняют жизнь тем, кто проявил хоть каплю положительности, и карают остальных. Самое же обидное — натянутый хэппи-энд с применением «бога из машины», неуместный в таком циничном боевике.

Но, несмотря на все недостатки, фильм оставляет ощущение, что Туи и Дизель правильно нащупали нишу Риддика в фантастике. Именно в космическом вестерне ему самое место, именно там, а не в эпической космоопере, его цинизм и брутальная харизма смотрятся наиболее органично. Если Туи однажды воплотит свою мечту о масштабных сиквелах, пусть они унаследуют от «Риддика» не рваную композицию и затянутость, а дух дикого космоса и его суровых ковбоев.

Итог: Недурной космический вестерн с брутальными героями и жёстким экшеном. «Риддик» неровен и вторичен, но общее направление Туи выбрал верно. Продолжение «Чёрной дыры» должно быть именно в таком духе.

Песец подкрадывается…

Похожие произведения

«Чёрная дыра» (2000)

«Безумный Макс 2: Воин дороги» (1981)

«Чужие» (1986)

Цитата

— Мне что-то в глаз попало.

— Это называется «прицел»!

Сантана недоволен криворукостью подчинённых

Удачно

Неудачно

  • атмосфера космического вестерна

  • жёсткий экшен как в старых боевиках

  • брутальная харизма персонажей

  • копирование «черной дыры»

  • неразвитые идеи предыдущих частей

  • притянутый хэппи-энд

Оценка МФ
7
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться