Бестиариум Сюжет: Чудовищный пантеон, придуманный Говардом Лавкрафтом без малого сто лет назад, давно живёт своей собственной, насыщенной и бурной жизнью. Правда, от специфической философии Г.Ф.Л. во всём этом бурном кипишении не осталось и следа. В антологии «Бестиариум» Великие Древние возвращаются на землю, — но имейте в виду: это уже не совсем лавкрафтовкие создания... *** На сегодняшний день российская лавкрафтиана насчитывает несколько десятков, если не сотен произведений. О чудовищах, богах и героях, придуманных Говардом Филипсом Лавкрафтом, писали Елена Хаецкая и Мария Галина, Шимун Врочек и Карина Шаинян, Владимир Аренев и Михаил Назаренко. Писали в основном повести и рассказы, но вот Александр Линдин, например, отметился четырёхтомным сериалом про «советских культистов». Так что ход мысли Сергея Чекмаева, составителя этой антологии, далеко не нов. То, что антология основана на сеттинге DiezelPunk и вышла на правах «сопутствующей продукции» к компьютерной игре Defence Initiative, новаторством тоже назвать сложно. Сам по себе сеттинг, впрочем, не лишён остроумия (пусть и заёмного: один «Этюд в изумрудных тонах» Нила Геймана влёгкую кроет весь сборник). Так называемые «мифы Ктулху» прочно сплавлены на этих страницах с дизельпанком и нуаром. В тридцатых годах минувшего века Великие Древние вернулись в наш мир. Ктулху пробудился, — а вместе с ним Азатот, Дагон, Йог-Сотот, Хастур, Ньярлатотеп и прочая потусторонняя братия с непроизносимыми именами. Следом явилась свита: культисты, безумные сноходцы, обитатели морских глубин, мутанты, вырожденцы... Великие Древние быстро подчинили себе весь мир, подмяли правительства, раскатали в тонкий блин несогласных — «и всё заверте...», как писал Аркадий Аверченко. Перед авторами открывается широкое поле для фантазии. Хочешь — рассказывай про «пиф-паф-ой-ой-ой», «а тот к этому подходит и как даст ему по кумполу», хочешь — исследуй, как реагирует человечество на вторжение чуждой и непостижимой силы. Большинство участников проекта, как и следовало ожидать, сосредоточилось на тактике и стратегии. В каком направлении двинулась фундаментальная наука «при новой власти»? Что случилось со странами, не пожелавшими подчиниться, и кто стоит у руля там, где потустороннее вторжение прошло без сучка без задоринки? Что за конфликты раздирают этот «прекрасный новый мир», как Великие Древние сводят друг с другом старые счёты — и какова роль людей в этих сварах? Как живётся представителям разных профессий — дипломатам, учёным, военным — на оккупированных территориях? Можно ли, в конце концов, дать отпор богам нового времени, обмануть их, утаить от них что-то?.. В общем, проделана большая работа по мелкой доработке сеттинга, расстановке акцентов и прояснению нюансов. Сценаристы Defence Initiative перед авторами сборника в неоплатном долгу. Есть, впрочем, и писатели, которые пошли по более трудному, тернистому пути. Их, как и следовало ожидать, меньшинство, — но именно ради этих текстов антологию «Бестиариум» стоит читать не только фанатам компьютерных игр, дизельпанка и Лавкрафта лично. Для Юрия и Татьяны Бурносовых (рассказ «Светлый путь»), Владимира Березина («Молебен об урожае»), Карины Шаинян («Лой Кратонг») и отчасти Сергея Ильина («Москва — Атлантида») пробуждение Великих Древних не просто исторический факт, событие, до неузнаваемости изменившее историю человечества, а метафора, символ, обнажающий совсем иные бездны. Главный вопрос для этих авторов — не «как?», а «почему?». Супруги Бурносовы предлагают задуматься о судьбе искусства в стране, которой правят чудовища; Шаинян — об эволюции угодливого и законопослушного «офисного хомячка» в отчаянного террориста; Ильин — о тяге к недостижимому, ведущей нас по жизни. Но самое показательное раскрытие темы, на мой взгляд, получилось у Владимира Березина. Его «Молебен об урожае» — философская притча с отсылкой к русской классике XIX — начала XX века, от Льва Толстого до Ивана Бунина, попытка найти ответ на вечный вопрос об истоках зла. Почему хтонические чудовища, в которых, как твердят хором все последователи Лавкрафта, нет абсолютно ничего человеческого, так банально, предсказуемо, по-людски жестоки?.. Похоже, Березину первому пришёл в голову этот вопрос — остальные авторы лавкрафтианы, и отечественные, и зарубежные, как-то упустили очевидный парадокс из виду. Итог: Три-четыре нетривиальных, запоминающихся рассказа из семнадцати — результат, конечно, не чемпионский, но и далеко не безнадёжный. Ну и планка, к которой стоит тянуться остальным участникам проекта, сразу задана достаточно высоко. Похожие произведения | антология «Возвращение Ктулху» Мария Галина «Малая Глуша» | ОДИН В ПОЛЕ НЕ ВОИН | Выпустив «Бестиариум», Сергей Чекмаев и создатели сеттинга DiezelPunk не собираются останавливаться на достигнутом. Отбор текстов в следующую тематическую антологию, привязанную к той же игровой вселенной, сейчас в самом разгаре. Рабочее название новой книги — «Полночь дизельпанка». | Цитата | С каждым словом он всё больше понимал, что жертвоприношения, камлания и культ придуманы людьми и не имеют к желаниям и нуждам (если у них есть нужды) этих существ никакого отношения. «Мы сами придумали это всё, сообразно нашей дикости и страху, мы сами стали такими и придумали новых богов по образу и подобию своему, и вот сейчас предстоит проверить, так ли это». И вот сейчас, стоя на пашне посреди того, что было когда-то СССР, бывший капитан третьего ранга ждал ответа от булькающего и хлюпающего существа, что попрежнему шевелилось своими составными частями. Владимир Березин «Молебен об урожае» | Удачно | Неудачно | остроумный сеттинг разносторонний подход разнообразие сюжетов | неравноценность рассказов сосредоточенность на вопросах тактики тривиальность большинства сюжетов | |