Google+
8BIT На злобу дня. У нас это невозможно? Плагиат в фантастике Реальность Жюля Верна «Властелин Колец» Толкиена: Магия Средиземья
Версия для печатирецензии: «Жнецы суть ангелы»

Олден Белл «Жнецы суть ангелы»

постапокалиптика, зомби-хоррор * Пер.: С. Трофимов * Издательства: Бертельсманн Медиа Москау * Выход:  2013

Жнецы суть ангелы

Сюжет: Темпл всего пятнадцать лет, но в искусстве выживания она даст фору многим. Иначе и нельзя: на руинах цивилизации, в мире, захваченном зомби, неумелые погибают первыми. Неумелые одиночки — тем более. Но в жизни Темпл появляется человек, который нуждается в заботе и опеке, и её существование приобретает новый смысл. Однако на пути к цели она сама становится чьей-то целью...

***

В зомби-апокалиптике, которую критики всё чаще выделяют в отдельный жанр, существуют свои законы и условности. Как правило, нашествие живых мертвецов (или инфицированных каннибалов) отслеживается с самого начала — от первых очагов и «нулевых пациентов» до кровавой анархии и всеобщего опустошения. На этом фоне существуют герои, которым приходится не только думать о физическом выживании, но и приспосабливаться к происходящему психологически; те, кому это не удаётся, быстро выбывают из гонки. Иногда на развалинах прежней жизни можно построить новую, но бывает и так, что все надежды идут прахом.

Чётко сформулированные шаблоны — идеальная мишень для тех, кто шаблонов не терпит. Нью-йоркский писатель Олден Белл (настоящее имя — Джошуа Гейлорд) размещает своих героев в знакомых декорациях, но акценты расставляет на особый лад.

Юная героиня «Жнецов» — дитя своей эпохи, порождение нового мира, ведь цивилизация рухнула под натиском мертвецов ещё до рождения девушки. Иной жизни Темпл не видела, ностальгия ей не свойственна: всё, что она знает о прошлом, почерпнуто из рассказов старших и фотографий в выцветших журналах. Закрывать пробелы в знаниях героине помогают цепкий от природы ум и живое воображение. За годы упадка Америка превратилась в огромный музей под открытым небом; перебираясь из штата в штат, словно из зала в зал, Темпл постигает доставшуюся ей вселенную как единое целое. «Прошлого в мире не меньше настоящего», — размышляет она.

Роман построен в традиционной для американской культуры форме «дорожной истории». Хотя государство кануло в Лету вместе с интернетом и авиаперевозками, по всей стране теплятся островки человеческого присутствия. Блуждая по пустынным просторам, героиня встречает десятки людей, попадает во множество общин. И у каждого своя правда, свой путь: кто-то надеется вернуть старое, кто-то строит новое, — а кое-кто и вовсе предпочитает считать, будто ничего не изменилось. И везде Темпл чувствует себя одинаково чужой, потому что мир устраивает её таким, какой он есть. Мир этот жесток, беспощаден, неуютен — и бесконечно прекрасен. Чудеса поджидают на каждом шагу: фосфоресцирующие рыбки в морском приливе, железный великан у нефтяной вышки, вечно ревущая Ниагара. И всё это такая же часть жизни, как и вечно голодные пожиратели плоти — даже в них порой обнаруживается ужасающая, босховская красота. Истина в глазах смотрящего, — а глаза Темпл смотрят зорко, настроившись на волну удивительного и величественного.

Поначалу её гонит вперёд жажда странствий, потом — убийца, идущий по пятам, а затем и чувство долга — синоним больной совести. На руках девушки кровь — и Темпл достаточно узнала о мифологии прошлого, чтобы разглядеть в собственной душе дьявола и возненавидеть его. А где-то там, наверху, затаился Бог — не милостивый христианский Господь, не карающая длань Ветхого Завета, а грозная первобытная сущность, для которой человек — нелюбимая игрушка. «Жнецы суть ангелы» (название заимствовано из Библии) — редкая книга о поисках Бога, начисто лишённая религиозного пафоса. В мире, который описывает Белл, присутствие этой силы естественно и даже необходимо — как звездолёты в космической фантастике.

Манера изложения, избранная автором, напоминает о живом классике американской литературы Кормаке Маккарти. Та же задумчивость, неторопливость, та же тягучая меланхолия — и жестокая прямота, которая прорывается всплесками насилия. Как и Маккарти, Белл безжалостен к своим немногословным героям. Как и он, не стремится к условному реализму, а точными мазками рисует высокую трагедию. Оставаясь законченной и ясной, история Темпл насыщена символами и допускает множество толкований — и это тоже нетипично для «производственного» в своей основе жанра.

К сожалению, на русском языке «Жнецы» звучат далеко не так стройно. Сложности начинаются уже в эпиграфе, где цитата из кинговского «Кладбища домашних животных» приписана некоему «Пету Сематари». Поэтичный стиль Белла превращается в безвкусный канцелярит, ключевые фразы меняют смысл на противоположный, «почва» (soil) мутирует в «душу» (soul). Вот наивно исковерканная «аэродинастика» в устах неграмотной Темпл «исправляется» переводческо-редакторской командой на «аэродинамику» — и убит целый эпизод. Право же, эта книга заслуживает лучшей участи, — но мудрая не по годам Темпл первой заметила бы, что справедливость не из тех чудес, какие можно встретить на этой земле...

Итог: Сильный, насыщенный идеями и смыслами роман-путешествие, который может отпугнуть читателей, привыкших к непрерывному действию и одномерным героям. Весомый вклад в копилку жанра — книга, где нашлось место и степному закату, и кровавой бойне, и мыслям о вечном.

Похожие произведения

Кормак Маккарти «Дорога»

Роберт Киркман «Ходячие мертвецы»

Стивен Кинг «Стрелок»

СЛОВО ТВОРЦА

Мне кажется, что причина популярности постапокалиптической фантастики во многом связана, как это ни странно, с тягой людей к свободе и самореализации. Хотя такие истории изобилуют картинами опустошения, в них всегда подтекстом присутствует идея жизни, начинаемой с чистого листа. В них всегда больше созидания, чем разрушения... Многим людям мысль о выживании в апокалипсисе даёт надежду на самообновление.

Цитата

Она объяснила старухе, что странствует почти всю жизнь. Из-за тысячи названий городов, где ей довелось побывать, она чувствовала себя немного потерянной, но мирилась с этой временной неразберихой, потому что Бог был замечательным Богом, и куда бы человек ни приходил, он постоянно оказывался в нужном месте. Темпл призналась, что иногда совершала плохие поступки, которые не понравились бы Создателю. Она не знала, как сильно Он сердится на неё. Она боялась, что не сможет отличить Его благословение от наказания, потому что мир всегда оставался наполненным чудесами, даже когда пустой живот болел от голода и волосы покрывала засохшая кровь.

Удачно

Неудачно

  • яркая главная героиня

  • глубокие идеи

  • выразительный стиль

  • некачественные редактура и перевод

  • вялая динамика

  • спорный финал

Оценка МФ
8
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться