Google+
кАМША ЭПИК Нанороботы ТЮРЬМЫ Волчий дождь
Версия для печатирецензии: «Вкус ужаса»

Джефф Гелб «Вкус ужаса»

ужасы, мистика, триллер, сплаттерпанк * Пер.: Т. Иванова * Издательства: Книжный клуб семейного досуга * Выход:  2012

Вкус ужаса

Сюжет: Если верить жанру ужасов, наша планета — довольно страшное и неприветливое место. Взбесившиеся собаки, ожившие мертвецы, мстительные призраки, люди с изломанной психикой и перекошенной моралью... Все они получат несколько минут славы на страницах антологии «Вкус ужаса». Как распорядиться этим неуютным знанием — дело читателя...

***

Антологии серии «Тёмные деликатесы» — совместное детище редактора Джеффа Гелба (известного в России по антологиям «Кровь? Горячая!» и «Шокрок») и Дэла Ховисона, владельца единственного в Америке специализированного книжного магазина ужасов. На протяжении нескольких лет дуэту удавалось собирать под свои знамёна мастеров и новичков жанра, результатом чего стали три внушительных сборника, теперь изданные и на русском — под одной обложкой и под общим названием «Вкус ужаса».

По признанию одного из составителей, главной движущей силой проекта служил энтузиазм: «Никто не обогатился на сочинении этих рассказов. Авторы написали их для вас». Эта особенность сказалась на текстах двояко. Хотя вдумчивые введения и послесловия свидетельствуют, что оба составителя жанр знают и любят, некоторые из представленных произведений явно затесались в состав по принципу дарёного коня. Это не то чтобы слабые тексты, но готовый материал для совсем иных антологий и аудиторий — в частности, рассказ о сексуальной притягательности кастратов («Развлечение» Тананарив Дью), жёсткая религиозная антиутопия «ближнего прицела» («Кадиш» Уитли Стрибера), психологическая притча о судьбах Голливуда («Де Помпа» Уильяма Ф. Нолана) и даже проникновенная повесть о писательском ремесле, одна из лучших в сборнике («Снежная архитектура» Дэвида Моррелла). Не всё благополучно и с чистыми образцами жанра: некоторые тексты до того бесхитростны, что за авторов-дебютантов становится неловко.

Впрочем, вливание свежей крови дало и достойные плоды. Так, неожиданным украшением антологии стал рассказ Мика Гарриса, более известного как режиссёр. Его «Третий акт Тайлера» — едкая сатира на общество эпохи интернета и одновременно шокирующий хоррор, напоминающий такие жанровые вехи, как «Тот, кто хочет выжить» Стивена Кинга или «Как закалялась жесть» Александра Щёголева. Почти так же ярко выступил и коллега Гарриса, Виктор Салва, в чьих «Бродячих нечестивцах» удачно эксплуатируется нацистская тема. Практика показывает, что столкновение нацистов с мистическим злом гарантирует увлекательный аттракцион даже на очень слабой сюжетной закваске. Близки к этой эстетике и «Дети воронки» Саймона Кларка: бесчеловечные эксперименты злодеев из ГДР будят в читателе поистине сильные эмоции, несмотря на подспудную нелепость происходящего.

Читателю предложена вся богатая гамма жанра — от разухабистого грязного сплаттерпанка до изысканной «странности» традиционных историй о сверхъестественном. На кровавом краю спектра восседает Стив Найлз с двумя историями о крутом детективе Кэле Мак-Дональде — вход строго от восемнадцати лет. К нему примыкает и мэтр Клайв Баркер с уже издававшейся на русском «Историей Гэкеля»; увы, в повторном прочтении эта фантазия о смерти и любви выглядит столь же беспомощно, как и в первом. Джо Р. Лансдейл (который, похоже, не умеет писать однообразно или скучно; «типичного» Лансдейла попросту не существует) в рассказе «Пёс» предлагает мощный зоологический хоррор. Л. А. Бэнкс в «Чего не отнимет дьявол» умудряется придумать существо, которого страшится сам враг рода человеческого, а рассказ Эрика Реда «В миксе» проходится катком по культуре гангста-рэпа.

Среди более тонких сюжетов выделяется «Аммонитовая скрипка» Кэйтлин Р. Кирнан — удивительной писательницы, которая по праву считается одним из лидеров «странного» направления в современной фантастике. В «Скрипке» рецепт «странного» проступает как никогда чётко: немного красоты и боли, щедрая горсть ужаса и обязательное дуновение смерти. Столь же меланхолична, но несколько более прямолинейна притча Гэри А. Браунбека «Человек с мешком». Дэвид Дж. Шоу в «“Пире” и других» блестяще обыгрывает традиционную для хоррора тему «запретных книг»; это один из немногих текстов в антологии, от которых веет узнаваемой лавкрафтовской жутью. Рассказы Роберта Маселло («Где есть воля...»), Джона Р. Литтла («Медленная охота») и некоторых других участников антологии — удачные образцы такого психологического хоррора, где главное — не растущее постранично напряжение, а катарсис в финале. Не растерял былой мощи и жанр триллера, доказательством чему служат крепко сбитые сюжеты Рэя Гартона, Джои О’Брайена, Ф. Пола Уилсона и прочих. Дополняют картину вязкие сюрреалистические этюды Рэмси Кэмпбелла и Глена Хиршберга — известных производителей «вещей в себе».

Итог: Антология не может похвастаться чёткой концепцией или внутренней цельностью, зато предоставляет читателю выбор из нескольких дюжин разнообразных рассказов, способных удовлетворить самые неожиданные вкусы.

Похожие произведения

антологии серии «Ужасы. Best New Horror»

антология «Лучшие страхи года»

антология «Кровь? Горячая!»

МАЛЕНЬКИЙ МАГАЗИНЧИК УЖАСОВ

Дэл Ховисон и его жена Сью основали «Тёмные деликатесы» в калифорнийском городке Бербанк в 1994 году. С тех пор магазин приобрёл национальную известность и стал популярным местом среди поклонников жанра. Под его гостеприимной крышей регулярно проходят встречи и автограф-сессии с известными писателями, сценаристами, режиссёрами, художниками, музыкантами и другими творческими людьми, посвятившими свою жизнь хоррору.

Цитата

В свете фонарика Доминик увидел паукообразную форму. Но слишком большую, футов десять в диаметре. Бледное, почти безволосое нечто с тестообразным телом. Существо было составлено из человеческих тел: восемь человек были повёрнуты лицами вниз, верхушки их голов соприкасались. Черепа были срезаны так, чтобы обнажить мозг, а затем сцеплены вместе при помощи какой-то странной хирургической техники...

Саймон Кларк, рассказ «Дети воронки»

Удачно

Неудачно

  • огромный выбор стилей и сюжетов

  • три антологии в одной

  • приятные сюрпризы от мастеров и дебютантов

  • некоторые рассказы далеки от жанра

  • отдельные провалы

  • неровное качество перевода и редактуры

Оценка МФ
8
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться