Google+
Росомаха 100 фильмов MASHUP МИРЫ. «ВАВИЛОН 5»
Версия для печатирецензии: «Карта времени»

Феликс Х. Пальма «Карта времени»

иронический стимпанк * Издательства: Астрель-СПб * Выход:  2012

Карта времени

Сюжет: Конец XIX века. Недавно вышла в свет «Машина времени» Герберта Уэллса, и теперь Англия одержима хронопутешествиями. В Лондоне открывается чудесный аттракцион, где все желающие могут отправиться в 2000 год. Именно там Клер Хаггерти встречает отважного капитана Дерека Шеклтона, влюбляется и решает навеки остаться в будущем. А вскоре на лондонских улицах появляется убийца, оставляющий у тел своих жертв цитаты из ещё не написанных книг...

***

Удивительно, но в период расцвета стимпанка, когда книг на викторианскую тему выходят десятки, от серьёзных до откровенно развлекательных, некий испанец на неродном материале смог написать международный бестселлер, хорошо принятый как в Америке, так и в Англии? Впрочем, несмотря на всю стимпанковскую эстетику, «Карта времени» охватывает гораздо бо?льшую аудиторию, нежели книги Чери Прист или Марка Ходдера. В качестве образца для подражания Пальма не стал брать английскую классику, а воспользовался бульварными «сенсационными» романами с их преувеличенными страстями. Сделано это явно намеренно, ведь «Карта времени» — роман откровенно постмодернистский, со всеми положенными этому направлению литературными играми вроде соседства реальных и вымышленных персонажей, раскавыченных цитат из классики и откровенно ироничного взгляда не только на викторианскую эпоху, но и на жанр стимпанка, который она породила.

В книге Пальмы мелодрама соседствует с фантастикой далеко не случайно, так как типологически и жанрово они схожи: это массовая литература, которая оказала на двадцатый век большее влияние, чем все великие романисты века девятнадцатого вместе взятые. Один из главных героев книги Герберт Уэллс частенько сетует на то, что ему пора писать настоящий роман, который перевернёт всеобщее мировоззрение, а не тешить воображение читателя чудесами. Будущему классику невдомёк, что именно благодаря «чудесным» историям он войдёт в анналы литературы, тогда как все его реалистические опусы будут фактически забыты... Пальма с изрядной иронией смотрит на человека, который не осознаёт, что именно сейчас своими «Машиной времени» и «Войной миров» творит историю. И кажущаяся насмешка над жанром фантастики с его неуклюжими машинами (а в одиссее Дерека Шеклтона и робота Соломона, кажется, высмеян чуть ли не весь стимпанковский антураж) оборачивается намёком на ту солидную роль, которую НФ с лёгкой руки Уэллса играет в современном мире.

«Карта времени» — ещё и довольно нетипичный роман бесконечных трюков, авторской игры с читателем. Впрочем, «обманным» приёмом Пальма пользуется не совсем уверенно, ибо каждый из этих трюков автор склонен сначала показать, а затем ещё и подробно разъяснить, — а вдруг любезный читатель чего-нибудь да не понял! Будут здесь и машины времени, и таинственные порталы, и попаданцы, вот только не все они окажутся настоящими, и писатель не раз обманет своего читателя, заставив поверить в самое невероятное, а потом объяснив происходящее вполне реальными причинами. И когда ближе к финалу уже веришь, что перед нами не фантастический, а скорее авантюрный роман, писатель из бесконечных иллюзий неожиданно выворачивает на дорогу настоящего фантастического сюжета. После чего история утрачивает ироничность, ибо лихое приключение во времени неожиданно приобретает черты настоящей трагедии.

Конечно, не обошлось без недостатков. Временами роман чересчур затянут, а самим героям не хватает живости, словно Пальма позаимствовал у бульварной литературы не только отдельные детали, но и трафаретных персонажей. Вот Том Блант — циник и преступник, который встаёт на путь исправления под благотворным влиянием любви. Вот Эндрю Харрингтон, «юноша бледный со взором горящим» — горящим сначала от страсти, потом от горя. Пожалуй, самыми живыми и нетипичными героями получились Герберт Уэллс и его заклятый враг Гиллиам Мюррей. Впрочем, в условном пространстве романа подобная откровенная литературность отдельных персонажей хотя и несколько портит общее впечатление, но, как ни странно, кажется вполне соответствующей замыслу автора.

Итог: Стильный, лукавый, поначалу обманчиво простой, но впоследствии не раз удивляющий читателя роман, который тем не менее слишком похож на красивую, изящную, но всё-таки игрушку.

Похожие произведения

Марк Ходдер «Джек-Попрыгунчик»

Одри Ниффенеггер «Жена путешественника во времени»

ТРИ КАРТЫ

Феликс Пальма в 2008 году получил за «Карту времени» премию «Атенео де Севилья» за лучший роман на испанском языке, которую фантастам обычно не вручают. Сам же Пальма заявил, что перед нами всего лишь первая часть трилогии, посвящённой Герберту Уэллсу и его произведениям, и следующая книга в цикле будет называться «Карта неба». Основой для неё станет «Война миров».

Цитата

По правде говоря, любой повод годился для того, чтобы отдалить встречу с издателем, поскольку Уэллс не сомневался, что идея нового романа не вызовет у Хенли большого восторга. Он, разумеется, согласится напечатать его, но не удержится от обычной своей проповеди, с помощью которой мечтал обратить Уэллса на путь истинный, то есть помочь ему войти в Историю литературы. А почему бы, наконец, и не прислушаться к советам издателя? Может, хватит работать в расчёте на наивных читателей, которых так легко увлечь рассказом про приключения? Может, пора обратиться к образованной публике, той, что презирает дешёвую занимательность и предпочитает литературу серьёзную и глубокую, способную объяснить мир, объяснить, если угодно, какая судьба ждёт человечество через века?

Удачно

Неудачно

  • непредсказуемый сюжет

  • интересный взгляд на приевшийся антураж

  • неравномерный ритм повествования

  • перебор с мелодраматизмом

Оценка МФ
8
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться