Google+
Тёмное фэнтези БЕСТИАРИЙ. МАЛЕНЬКИЕ ЗЕЛЁНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ Космическая музыка Кошмар на улице Вязов
Версия для печатирецензии: Петля времени

Петля времени

Оригинальное название: Looper

Жанр: Хронофантастика

Производство: США

Режиссер: Райан Джонсон

Продюсер: Рэм Бергман

В ролях: Брюс Уиллис, Джозеф Гордон-Левитт

Премьера: 27 сентября 2012

Прокатчик: Top Film Distribution

Возрастной рейтинг: R

Петля времени

Сюжет: В 2044 году работа луперов заключается в том, чтобы расстреливать людей, присылаемых из 2074 года преступными синдикатами. Венцом карьеры лупера должен стать расстрел себя самого — себя из будущего, на тридцать лет старше...

***

Счастье есть. Голливуд давно (очень давно!) не радовал нас умной фантастикой. Многие уже решили, что колодец этот сух, как глотка Шаи-Хулуда. И тут появляется «Петля во времени», в которой прекрасно всё: и сюжет, и антураж, и диалоги (вечное слабое место НФ-кино), и идея. И Брюс Уиллис, между прочим.

Но для начала режиссёр и сценарист Райан Джонсон решил всех обмануть. Трейлер «Петли времени» обещал заурядный боевик на избитую тему хроноклазмов — парадоксов, связанных со временем. Убийство самого себя из будущего — идея, конечно, оригинальная, но не слишком увлекательная... Велико же удивление зрителя, когда он обнаруживает, что фильм вовсе не об этом. То есть и об этом тоже, но только первые полчаса. Обычно фраза «сюжет развивается» означает просто «на экране что-то происходит», но в «Петле времени» сюжет и вправду развивается — вместе с многочисленными героями и зрительским пониманием происходящего.

Здесь нет хороших и плохих парней. Джомладший из настоящего (Джозеф Гордон-Левитт) хочет застрелить Джо-старшего из будущего (Брюс Уиллис), чтобы спасти свою шкуру: он видел, что бандиты делают с луперами, когда те отказываются «замкнуть петлю», то есть убить самих себя. У Джостаршего тоже есть цель: он хочет разыскать в прошлом ребёнка, который тридцать лет спустя станет Шаманом, главой бандитского мира, и прикажет всем луперам замкнуть свои петли. Из-за Шамана погибла любимая женщина Джо-старшего, и нам кажется, что правда на его стороне... пока он не начинает убивать детей.

При таком раскладе Джо-младший видится куда более вменяемым — ровно до следующего поворота сюжета. Перспектива постоянно смещается, что не отменяет ключевого парадокса: оба Джо — это один и тот же человек, и причинноследственную связь для него никто не отменял. То, что происходит с Джо-младшим, вспоминает, пусть и туманно, Джо-старший. Среди прочего нам дают прочувствовать ужас, который охватывает героя, когда он теряет память о самом дорогом в его жизни — и бессилен что-либо изменить.

Здесь нет ничего второстепенного. Все детали, даже самые мелкие, тщательно продуманы — от украшенных портретом Мао юаней в качестве мировой валюты до бесконтактной клавиатуры. Ружья развешиваются по стенам аккуратно, и всякое ружьё в нужный момент выстрелит, да так, что вы застынете от шока. К сожалению, одного выстрела мы лишились из-за русского перевода. Тот, кого в озвучке именуют Шаманом, в оригинале — Rainmaker, Творящий Дождь; почему его так прозвали — становится ясно в ключевой сцене фильма, которая никак не связана с шаманизмом.

Здесь нет статистов. У каждого персонажа второго плана — своё лицо, свой характер, своя история. Взять хоть босса луперов Эйба (Джефф Дэниэлс), человека из будущего, снисходительно поглядывающего на обитателей 2044 года: что они знают? Или проститутку Сьюзи (Пайпер Перабо), которая растит сына, еле сводит концы с концами, но отказывается от привалившего ей богатства. Или лупера Кида Блю (Ноа Сиган), для которого Эйб как отец родной, пусть он и жестокий садист. Все эти люди тоже сыграют свои роли в драме, все они важны, и в каждого из них веришь.

Из переплетения сюжетных линий вырастает непростое послание зрителю: часто мы сами творим зло, которое возвращается к нам бумерангом; людей следует воспитывать, а не убивать; есть вещи, ради которых стоит жертвовать собой. Тут вспоминается максима Стругацких: «Будущее создаётся тобой, но не для тебя». В финале эта теорема доказана. Иначе как «блестящим» её доказательство не назовёшь.

Итог: На фоне «Прометея», «Аватара» и других лент, в которых спецэффекты часто торжествуют над разумом и сердцем, «Петля времени» доказывает: хорошая фантастика — это далеко не только картинка и/или фантдопущение.

Сам себя не возьмёшь в заложники — кто тебя возьмёт?..

Похожие произведения

«Мёртвая зона» (1983)

«Терминатор» (1984)

«Двенадцать обезьян» (1995)

ЭТО ИНТЕРЕСНО
  • Впервые концепция «Петли времени» появилась в сценарии для короткометражки, который Райан Джонсон написал в начале 2000-х.

  • Два актёра из «Петли времени» уже играли в картинах о путешествиях во времени: Брюс Уиллис («Двенадцать обезьян») и Джефф Дэниэлс («Замечательная поездка» по рассказу Генри Каттнера и Кэтрин Л. Мур).

  • Специально для китайского проката в «Петлю времени» добавили вырезанные «шанхайские» сцены.

Удачно

Неудачно

  • очень умная фантастика

  • продуманный мир будущего

  • насыщенное действие

  • недостатков не обнаружено

Оценка МФ
10
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Tarakan
№ 1
26.01.2014, 18:12
В очередной раз не заслуженных 10 балов, в фильме полно бреда, но самый эпичный фэйл - это сама идея отправлять в прошлое для убийства из-за ... бла-бла-бла и без малейших колебаний убить китайскую жену. Такой бред !!! Для чего вся эта сложность с путешествиями когда убить китаянку так же легко как почесать жопу.
Sledge
№ 2
08.02.2015, 15:19
Цитата:
Все детали, даже самые мелкие, тщательно продуманы
Пошутили так что-ли?)
Сценарий вообще алогичный совершенно)
Откуда 10-то?)

Цитата:
Итог: На фоне «Прометея», «Аватара» и других лент, в которых спецэффекты часто торжествуют над разумом и сердцем, «Петля времени» доказывает: хорошая фантастика — это далеко не только картинка и/или фантдопущение.
Интересно что автор статьи вообще считает хорошей фантастикой)
Angvat
№ 3
16.05.2015, 08:12
Вот из-за таких рецензий мое мнение о журнале упало ниже плинтуса. Если бы фильм был русский, 100% мможно было бы сказать - статья заказная. А так... складывается ощущение, что ее писал слепой, глухой и, чего греха таить, туповатый подросток, который совершенно не заметил, что тут ляп на ляпе ляпом погоняет - начиная от самой идеи так тупо использовать машину времени и заканчивая копеешными декорациями. Вы ещещ доверяете рецензентам МФ? Тогда мы идем к вам...
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться