Google+
От «Ганбастера» к «Дайбастеру» СОВРЕМЕННИКИ. ДЖОРДЖ А. РОМЕРО Метательные машины MASS EFFECT
Версия для печатирецензии: «Циклоп. Книга 1. Чудовища были добры ко...

Генри Лайон Олди «Циклоп. Книга 1. Чудовища были добры ко мне»

фантастика * Вид книги: роман * Издательства: Азбука-классика * Выход: октябрь 2012

Циклоп. Книга 1. Чудовища были добры ко мне

Сюжет: Она умерла. Инес ди Сальваре по прозвищу «Красотка», магесса, друг, любимая — она была дорога многим. Но прежде всего она была важна своему ученику по прозвищу Циклоп и своему бывшему учителю, магу Симону Остихаросу, которые хотят расследовать причину её смерти. А тем временем мир магии меняется, ибо янтарный грот сивилл разрушен и лишь одна из них остаётся в живых. Водоворот событий затягивает тех, чьи пути в прошлом уже пересекались...

***

Возвращение Генри Лайона Олди к более-менее классическому фэнтези было вполне ожидаемым. Если посмотреть на библиографию Олдей, то видно, что фантастика и фэнтези чередуются у них между собой. Но полной неожиданностью стало то, что «Циклоп» не просто не относится к любимому многими циклу «Чистая фэнтези» («Шмагия», «Приют героев» и прочее), но и вовсе отличается от всего, что Олди создавали прежде.

Антураж «Циклопа» выполнен в стиле, очень близком к тёмному фэнтези. Мы видим мрачный и жестокий мир, полный несправедливости, унижений и страданий, где обитают персонажи, которые никак не соответствуют понятию «герой». Можно было бы восхититься тем, что и это направление подвластно Олди, но соавторы стали заложниками собственной манеры письма. Ажурная вязь слов, эпитетов, нанизываемых друг на друга, «вкусные» детали, совершенно необязательные для сюжета, — всё это, вместе взятое, уничтожает ту самую атмосферу безысходности и жути, без которой dark fantasy просто не может существовать. Другой вопрос, что диссонанс «Циклопа» с «тёмным» направлением жанра самой книге нисколько не идёт во вред.

Мир романа как будто сошёл со страниц книг Марины и Сергея Дяченко — это они любят использовать элементы классического фэнтези с его магами и чудищами, превращая клише во что-то странное, новое и непривычное. Так же и в «Циклопе»: Янтарный грот, творящий «изменников» — людей, разменявших части своего тела на новые способности, — с одной стороны, удивителен и нов, а с другой — истоки его лежат чуть ли не в Бездне Голодных глаз из первого цикла Олди. Или взять магов — да, они волшебники и чародеи, как полагается в приличном фэнтези, но в то же время их чары непривычны — это вам не файерболы какие-нибудь. Для Олди не важны технические детали, не важно, как именно работает колдовская система; они используют магию просто как привычный читателю образ. Смени чародеев на космических джедаев, а мир «Циклопа» на далёкую галактику — книга не изменится ни на йоту. Потому что она не про колдовство, мечников и чудовищ. Она про людей.

История Циклопа раскрывается неторопливо, флешбэки приоткрывают только часть его прошлого, а потому до конца не ясно, что он за человек. Роман хорош и тем, что, хотя действие в настоящем занимает малый промежуток времени, за счёт флешбэков создаётся ощущение развивающихся героев (всех, не только Циклопа). Причём зачастую меняются герои кардинально. Кстати, удивительно, но в книге нет второстепенных персонажей. Протагонистов семеро — и судьбы их переплетены. Поначалу кажется, что центральный герой — Циклоп, но постепенно, как в любом качественном эпике, линии остальных — короля, придворного мага, соратников Циклопа — становятся не менее важными и интересными.

Что касается сюжета, то говорить о нём будет иметь смысл только после прочтения романа целиком. Первая половина книги — это, по сути, лишь завязка и половинка интерлюдии. Без второго тома остаются неясными ни мотивы персонажей, ни судьба Циклопа. Куда бы ни завела его жизнь после смерти наставницы, какие бы монстры ни повстречались на пути, он помнит: «Чудовища всегда были добры ко мне».

Итог: Новая книга Олдей — во многом возвращение к стилю ранних произведений дуэта, но прежде всего это попытка игры на новом поле, соперничества с англоязычными мастерами фэнтези. Серьёзность, нестандартность и глубина — вот что выгодно отличает «Циклопа» от большинства книг отечественного фэнтези.

Похожие произведения

Марина и Сергей Дяченко «Варан»

Майкл Муркок, цикл об Элрике

ОПИРАЯСЬ НА ПРОЙДЕННОЕ

В состав «Циклопа» входят в качестве флешбэков ранее опубликованные рассказы: «Сын чёрной вдовы» и «Принц тварей». Стоит отметить, что тексты при этом изменены, а «Принц» получил новый финал. По сути, обе истории вписаны в новый роман как неотъемлемые его части, и уже знакомые с этими рассказами читатели будут немало удивлены.

Цитата

— Грот сказал мне, что мальчика можно разменять, — говорит Эльза, когда они выходят к отцу, изнывающему от ожидания. — Пальцы на ногах. Ещё левый глаз. Радуйтесь, глаз вылущивать не придётся. Он просто перестанет видеть.

— А нельзя только пальцы? — с робостью интересуется отец. — Или только глаз?

— Извините, нельзя.

— А...

— Здесь не базар. Здесь не торгуются.

Удачно

Неудачно

  • яркие персонажи

  • интересный сюжет

  • хорошо проработанный мир

  • предсказуемость некоторых сюжетных линий

Оценка МФ
8
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться