Google+
Тёмная сторона города Разговор с Анджеем Сапковским МИРЫ. МЕТРО 2033 МИРЫ. X-FILES: СЕКРЕТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Версия для печатирецензии: «Вавилонские младенцы»

Морис Ж. Дантек «Вавилонские младенцы»

фантастика * Вид книги: роман * Издательства: Рипол Классик * Выход: февраль 2013

Вавилонские младенцы

Сюжет: Опытный наёмник Тороп получает задание от своих новых нанимателей из русской мафии: сопроводить в Канаду странноватую девушку Мари Зорн. Однако «товар», который перевозит Мари, не совсем обычный — он может изменить мир раз и навсегда…

***

Роман франко-канадского музыканта и писателя Дантека стал известен благодаря его экранизации «Вавилон Н.Э.» с Вином Дизелем. Фильм провалился в прокате и был освистан критиками, зато роман наконец-то появился и на русском языке — жаль, что с сильным опозданием, ведь экранизацию все успели забыть. Впрочем, «Вавилонские младенцы» стоят незамутнённого восприятия.

Хотя совсем незамутнённым ему лучше не быть. Если читать роман просто как киберпанковский боевик, то его основной смысл ускользнёт. В книге не раз и не два упоминаются работы философов-постмодернистов Делёза и Гваттари. Их термины «детерриториализация» и «тело без органов» — ключевые для понимания основной идеи романа. Если предельно упростить их смысл, то речь о «размыкании» разума, его освобождении от социально запрограммированных функций и создании «виртуального тела» — сложного для описания потока, который может при желании включать в себя всю Вселенную. Одним из способов сделать себя «телом без органов» философы полагали эксперименты с галлюциногенами. А киберпанк добавил к этому возможность напрямую подключать мозг к виртуальной реальности.

В мире, где с химическими наркотиками соперничают нелегальные электронные «нейроконтроллеры», рождающие нужные ощущения прямо в мозгу, до предельного «расширения сознания» остаётся полшага. Кстати, один из полноправных персонажей романа как раз «тело без органов», точнее, электронное сознание — суперкомпьютер Джо-Джейн, своеобразно воспринимающий реальность. Это, пожалуй, одна из немногих удачных попыток описать, как видит мир киберинтеллект, который не может ничего воспринимать в человеческих категориях.

Однако автор не превращает книгу, где смешались научные трактаты, нью-эйджевская эзотерика в духе Кастанеды, генная инженерия и бесшабашный дух изначального киберпанка, в проповедь или лекцию. Дантек выстраивает роман как напряжённый бескомпромиссный экшен: в самом начале главный герой хладнокровно убивает человека, и заданный уровень жесткости сохраняется на протяжении всего текста — не случайно на родине Дантека обвиняли в милитаристских взглядах. Читателя ждут националисты-сепаратисты, всемогущие мафиози, коррумпированные военные, полусумасшедшие сектанты, индейские шаманы, банды байкеров и коммуна киберфриков — не слишком ли много для одного романа? Но все линии в итоге будут сведены воедино. Читатель вместе с героями открывает истину постепенно, успевая догадаться о чём-то даже раньше персонажей, ибо авторские намёки разбросаны по тексту с самого начала. Хотя подлинный смысл, например, галлюцинаций Мари или «размышлений» Джо-Джейн станет ясен только в последних главах.

Особенно интересно наблюдать за эволюцией главного героя. В начале романа Тороп — суровый «солдат удачи», давно разочаровавшийся в сомнительных идеалах вроде чести и совести. Он выполняет свою жестокую работу с буддийским спокойствием, ища философскую поддержку в средневековых военных трактатах. Постепенно проникаясь симпатией к Мари Зорн при всех её странностях, сталкиваясь с необъяснимыми явлениями вроде галлюцинаций, в финале герой понимает и принимает свою миссию, начинает жизнь с чистого листа. К сожалению, все прочие персонажи такого внимания не удостоились — они набросаны грубыми мазками, зачастую собраны из штампов. Так, если в романе появляется коррумпированный русский офицер, то рано или поздно он будет пить водку «из горла». А так как героев в романе очень много и у всех есть свои интересы в «деле Мари Зорн», они могут и перепутаться у читателя в голове. Это, увы, затрудняет чтение и без того непростого романа, в котором автор с лёгкостью переходит от научных дискуссий к описанию боевых действий или путаных галлюцинаций. Но что поделать, Дантек — панк-рокмузыкант, меры не знает и компромиссов не приемлет.

Итог: Под маской киберпанк-экшена скрывается многослойный текст, размышление о будущем человечества и «последнем пределе» разума.

Похожие произведения

фильм «Дитя человеческое» (2006)

Майкл Суэнвик «Вакуумные цветы»

НА РЕКАХ ВАВИЛОНСКИХ

Название романа — библейская аллюзия. «Вавилонские младенцы» появляются в Псалме 136, одном из самых известных: «Дочь Вавилона, опустошительница! Блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмёт и разобьёт младенцев твоих о камень!» Эти трудные для истолкования строки, как считается, говорят о грехах (Вавилон — родина всех пороков), которые должны быть безжалостно искоренены. В романе же вполне буквальные, не метафорические младенцы, напротив, являют собой надежду на то, что Вавилон будет преодолён и человечество перейдёт на новый виток эволюции.

Цитата

Дело именно в этом, господин Тороп: мозг — действительно последний предел! Мы отслеживаем и клонируем ДНК, мы отправляем на Марс автоматические зонды, а вскоре настанет очередь пилотируемого корабля, мы разрабатываем планы поселения на Луне… Мы воспроизводим Большой Взрыв в лабораторных условиях, прослеживаем бозоны Хиггса в наших суперускорителях частиц… А между тем, господин Тороп, мы по-прежнему не знаем ничего или почти ничего о ресурсах, которыми обладает наш бедный мозг.

Доктор Даркандье

Удачно

Неудачно

  • интересные философские идеи

  • масштабный «портрет» будущего

  • живой главный герой

  • перегруженная композиция

  • плоские второстепенные персонажи

  • шероховатый перевод

Оценка МФ
8
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться