Google+
Игровые новеллизации в России MASS EFFECT FIREFLY ЕСЛИ БЫ. ВАРИАНТЫ КОНЦА СВЕТА
Версия для печатирецензии: «Живое и мёртвое»

Михаил Костин, Алексей Гравицкий «Живое и мёртвое»

фантастика * Вид книги: роман * Издательства: Факультет * Выход: декабрь 2009

Живое и мёртвое. Третья сила

Сюжет: Ученик мага Пантор по поручению своего учителя Мессера разыскивает книгу по некромантии, с помощью которой можно возвращать мёртвых к жизни. Однако книга нужна и Ионее Лазурной, новой правительнице Объединённых Территорий Консорциума…

***

Концепция мира «магия vs. технология» выглядит настолько перспективной для нестандартно мыслящего писателя, что удивительно, почему такое фэнтези до сих пор не заполонило книжные прилавки. Возможно, дело в том, что широкая аудитория не привыкла к смешению жанров. Судьба небезынтересного цикла «Живое и мёртвое», который планировался как амбициозный интерактивный проект, но стал не слишком известной книжной серией, эту тенденцию ярко иллюстрирует. Жаль, потому что читатели, уставшие от однотипных «мечей и магий», но не любящие НФ, могли бы найти здесь немало любопытного.

Показанный в цикле мир устроен по принципу равновесия, вот только уравновешивают друг друга не добро и зло, как принято в фэнтезийных вселенных. Здесь на одном полюсе — живая магия, которой не обучаются, потому что она заложена в крови, а на другом — прекрасно развитые технологии. Объединённые Территории Консорциума и их окрестности, где к магии и технике относятся очень по-разному, оказываются в этом противостоянии той самой «третьей силой», упомянутой в заглавии. А вот как здесь замешаны приключения Пантора, тревоги Ионеи и чаяния Мессера — это и есть самое интересное в романе.

На протяжении цикла авторы словно бы отводят камеру дальше и дальше, давая «общий план» и захватывая всё более обширное пространство. Герои путешествуют почти по всему описанному в книгах миру: действие происходит и в вольном городе Витано, где правит Мессер, и в Веролле, столице ОТК, и в городе-каторге Лупа-Нопа, и на Диком Севере…

Расширяется и усложняется не только география, но и проблемы, с которыми сталкиваются персонажи. Особенно нелегко приходится власть предержащим — Ионее и Мессеру. Оба они после колебаний, сомнений и желания быть «хорошими для всех» становятся жёсткими правителями. Вот только Ионея — не без помощи журналиста Санчеса, неожиданного союзника, — просто понимает, что интересы государства превыше всего, потому вынужденно идёт на суровые меры для противостояния могущественным соседям. Мессер же, с его мечтами о «золотом веке» и безграничным честолюбием, превращается в безжалостного диктатора, от которого отворачиваются даже самые преданные друзья.

Ещё одна непростая тема, которой задаются авторы, — ксенофобия. В мире «Живого и мёртвого» люди сосуществуют с мертвяками, вампирами и оборотнями, при этом все иные расы объявлены вне закона. Люди и мертвецы ненавидят друг друга только за то, что находятся по разные стороны бытия. Однако вечные ценности, как всегда, наводят мосты через пропасти ксенофобии: неожиданная преданная дружба мага Пантора с мертвяком Орландо — яркий тому пример. Другое дело, что в принципе не очень понятно, чем мёртвые отличаются от живых: поднятые магическим путем мертвяки совершенно не похожи на безмозглых зомби, они сохраняют живость ума и прочие человеческие качества, только обретают пессимистический взгляд на жизнь (и то не все — мертвяк-философ Орландо среди своих скорее исключение). Впрочем, ведь и люди разных рас и национальностей не очень-то отличаются друг от друга, просто расистам и националистам лень приглядываться.

Персонажи от книги к книге становятся всё интереснее, обретают глубину. Пантор раскрывается не только как маг, но и как человек — и оказывается, что он, хотя и не блещет умом или силой, обладает добрым сердцем и отвагой. С должным вниманием авторы относятся к душевным терзаниям Ионеи и Мессера, как и к переживаниям жестоко разочарованных соратников последнего. Колоритны второстепенные персонажи — скажем, тётка Кшишта, могущественная магесса, прикидывающаяся деревенской знахаркой, или беспринципный маг Здойль, который на последних страницах романа оказывается куда глубже, чем представлялось ранее. Единственное, чего не хватает авторам, — умения передать индивидуальность персонажа через его речь. Герои говорят практически одинаково, мешая «высокий штиль», просторечие и современный жаргон, хуже того — канцелярит. Довольно странно слышать из уст фэнтезийных персонажей словечки вроде «логично», «тенденции», «эмоциональный» и тому подобное.

Итог: Цикл становится всё более масштабным и интригующим. Третья часть «Живого и мёртвого» оправдывает все ожидания поклонников, задавая непростые вопросы и обещая интереснейшее продолжение.

Похожие произведения

Алексей Пехов «Пересмешник»

Кейдж Бейкер «Наковальня мира»

«ЖИВОЕ И МЁРТВОЕ»: ПЕРЕЗАГРУЗКА

Две предыдущие части цикла выходили в издательстве «Факультет», однако вместо продолжения в той же серии читатели получили перезагрузку всего цикла. Издательство «Снежный Ком» выпустило все три книги в едином оформлении — в мягком переплёте и со стильными обложками, выполненными художником Андреем Ферезом. Если перезапуск проекта получится удачным, в будущем поклонники смогут украсить свои полки ещё не одним красивым томиком серии.

Цитата

— Знаешь, мне кажется, ты переиграл с толстяком в фигуры. Это только на доске есть беленькие и чёрненькие, а в жизни всё иначе и цветов больше. Нет добра и зла. Это сказки. Есть правда и неправда.

— И я обязательно эту правду найду, — заверил Пантор.

— Не найдёшь, — помотал головой Винсент. — Не бывает правды для всех. А свою каждый и сам знает.

Удачно

Неудачно

  • сложные моральные проблемы

  • персонажи в развитии

  • неожиданные сюжетные повороты

  • неряшливый язык

  • «квестовость» сюжета

Оценка МФ
8
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться