Google+
Галерея несбывшегося грядущего ШОН БИН МИРЫ. МЕТРО 2033 ARMAGEDDON
Версия для печатирецензии: «Кардонийская петля»

Вадим Панов «Кардонийская петля»

Стимпанк-фантазия * Вид книги: Роман * Издательства: Эксмо * Выход: март 2013 * Серия: Герметикон * Цикл: Герметикон * Номер в цикле: 4

Вадим Панов «Кардонийская петля»

Война на Кардонии в разгаре: высокотехнологичный маленький Ушер явно доминирует, а большая, но менее развитая Приота терпит поражение — даже несмотря на помощь вездесущей Компании. На фоне сражений и политических интриг лингинский адиген Помпиллио с маниакальным упорством продолжает поиск тех, кто убил его любимую женщину...

Из всех книг цикла «Кардонийская петля» наиболее тесно привязана к предыдущему тому. Ранее Вадим Панов выстраивал взаимосвязь внутри «Герметикона» примерно по одной схеме — действие происходило на разных планетах, куда попадал высокородный Помпиллио. И хотя общим лейтмотивом событий всегда оказывалось глобальное противостояние адигенского Ожерелья и галанитской Компании, которые уже не один век находятся в состоянии перманентной «холодной войны», отдельные романы цикла были связаны в основном лишь миром и героями. А вот новую книгу с полным правом можно назвать прямым продолжением «Кардонийской рулетки». Та же планета, та же война, почти те же герои. Такой новый для «Герметикона» подход легко объясним — слишком много нераспутанных узлов осталось в финале «Рулетки». Помпиллио в кои-то веки обвели вокруг пальца — и войну на Кардонии он не предотвратил, и близких людей лишился. В общем, девизом четвёртого герметиконского романа вполне может стать голливудская формула «Помпиллио наносит ответный удар».

Помпиллио непобедим — и это уже раздражает

Ещё одно отличие «Кардонийской петли» — внимание к баталистике. Война здесь — не просто фон для приключений высокородного дара и его товарищей. Пожалуй, именно война и есть главный персонаж всего романа, его движущая сила, основной нерв происходящего. Читатель увидит войну глазами солдат с обеих сторон, станет свидетелем ключевой битвы в Межозёрье, познакомится с кардонийским «Наполеоном» — блестящим приотским генералом Селтихом, узнает в подробностях тактические секреты применения разных боевых машин... В общем, скучно не будет. При этом Панов верен себе: подробно показанные военные действия лишь повод более зримо донести до читателя авторские мысли, которые могли бы показаться довольно циничными, если бы не были настолько правдивы. Увы, люди слишком привыкли предаваться иллюзиям — особенно когда речь идёт о «высоких» чувствах: честь, долг, патриотизм... За этими достойными понятиями часто скрываются абсолютно низменные мотивы: жажда власти, примитивная алчность, яростная ксенофобия. Панов, в общемто, не открывает Америк в своём разоблачительстве, — однако нарисованное им военнополитическое полотно с двойным дном выглядит довольно эффектно.

И ещё одно важное отличие именно этой книги от других романов Панова: он фактически отказался от своего фирменного приёма — ударного финала, когда одновременно случаются множество сюжетообразующих событий. То есть какое-то подспудное шевеление под занавес романа происходит, но привычного для пановских книг исхода, когда сюжетные линии наслаиваются друг на друга, чтобы сойтись вместе в динамичной развязке, здесь нет. О прежних блистательных финалах напоминает сцена с эффектной погоней по городским улицам, но это всего лишь локальный эпизод. Потому немудрено, что «интриганская» часть книги явно проигрывает военной. Секрет в том, что узел коварства и лжи пришёлся на «Кардонийскую рулетку», а в «Петле» все карты у читателя уже на руках. Главная интрига лишь в том, докопается ли до правды Помпиллио и как он будет действовать после этого. Хотя кое-какие события в сфере «тайной войны» в конце романа всё же случаются, но это уже задел на будущее — ведь мир Герметикона явно катится к галактической схватке адигенов и галанитов.

В общем, читается книга с интересом — и экшена хватает, и политики, и циничных рассуждений. Поклонники Вадима Панова разочарованы не будут.

Несокрушимый Помпиллио и его очаровательная противница Орнелла

Правда, есть и небольшая ложка дёгтя. Возможно, это чисто субъективное мнение, но герои «Кардонийской петли» выглядят несколько пресновато. Начиная с самого Помпилио — уж слишком он безупречен. Будь он героем какого-нибудь попаданческого боевика или простенького авантюрного фэнтези, никаких проблем бы не возникло. Обычные протагонисты подобных книг именно таковы — несокрушимые супермены, которые и на войне хороши, и в любви восхитительны, и жизненной мудростью блистают. Самые-самые-самые — все остальные перед ними просто карлики. Но в пёстром и противоречивом мире Герметикона Помпилио хоть и основной герой, но вовсе не «пуп» вселенной. Придуманная Пановым реальность растёт на наших глазах, а вот Помпиллио остаётся неизменным. С этим автору надо что-то делать… Нечто подобное в своё время произошло с наёмниками «Тайного города»: созданный автором мир оказался более интересным и разноцветным, нежели первоначальные протагонисты, которые в конце концов превратились в эпизодических персонажей среди других колоритных обитателей магической Москвы. Грозит ли такая участь и Помпилио — или автор всё же сумеет «оживить» этого, безусловно, потенциально очень интересного героя?

Лицо стим-войны

Ещё одно разочарование — эмиссар Компании Абедалоф Арбедалочик, персонаж яркий и запоминающийся, вовсе не опереточный антагонист, а враг умный и матёрый. По крайней мере, таким он выглядел в «Кардонийской рулетке». Нет, в новом романе Абедалоф не изменился — его просто очень мало. Фактически есть одна яркая сцена с его участием да пара второстепенных эпизодов. Остальные перспективные персонажи тоже мелькают лишь на заднем плане. А вот среди новых героев можно отметить умного и честолюбивого генерала Ере Салтиха — он получился очень даже выпуклой личностью. А вот эрсийский наёмник Аксель Крачин, ставший новым помощником Помпилио, смотрится несколько бледновато, хотя места в книге занимает немало. Похоже, в обрисовке ярких персонажей Панов решил сделать небольшой перерыв, все сильные чувства вложив в описание военных действий… Может, зря? Ведь неоднозначные герои с самого первого тома были одной из вишенок на торте «Герметикона». Будем надеяться, что умелый «кулинар» Панов в следующем томе цикла готовит нам ещё более изощрённое угощение!

Итог:

Новая книга смотрится как второй том условной дилогии — пусть формально и называется отдельным романом. Но, если закрыть глаза на явную сюжетную несамостоятельность «Кардонийской петли», мы получим вполне увлекательную книгу об изнанке большой войны — весомый аргумент в пользу постулата «худой мир лучше доброй ссоры».

Похожие произведения

Генри Лайон Олди, цикл «Ойкумена»

аниме-сериал «Изгнанник»(2003)

Переломный момент

Стимпанк — это не просто вычурный стиль; его суть в реалиях мира, которого внутренние противоречия поставили на грань — грядут неизбежные изменения, после которых ничто не сможет оставаться прежним. В предыдущих романах цикла Вадим Панов активно использовал стилистику стимпанка — как чисто внешний антураж, так и внутреннее содержание. А вот «Кардонийская петля» — внешне наименее стимпанковский роман цикла. Хотя суть истинного стимпанка (с перевесом в «панк») осталась неизменной. Книгу можно считать переломным моментом всей серии. Как в нашей реальности наследие викторианства было смыто кровавой волной Первой мировой войны, так и в «Герметиконе» Кардонийская бойня смотрится прологом новой эпохи. Кульминация, которой наверняка станет открытое столкновение адигенов и Компании, судя по всему, уже не за горами...

Цитаты

— Война — удобный способ проредить цвет нации, вырезать лучших. Война, особенно затяжная, потребляет не только тупое пушечное мясо — ей нравятся деликатесы. Патриоты, умники, просто образованные люди — все они попадают в жернова, и далеко не все выбираются живыми. А если у народа нет умников, кто поведёт его вперёд? Кто поставит дерзкие, амбициозные цели? Кто захочет большего, а когда достигнет — ещё большего? Кто? А теперь скажи: зачем Компании люди, которые ставят перед собой амбициозные цели и хотят большего? Кардонийское стадо обязано исполнять одну функцию: работать. В полях, на заводах, в шахтах, на рыбацких судах — там, где нужен минимальный уровень грамотности. А Галаниты будут вашими умниками: инженерами, врачами, учёными, финансистами, агрономами — всеми. Поэтому: воюйте, Кира, воюйте до последнего патрона. До последнего умника.

Галанит Абедалоф Арбедалочик


Бомбы падают не дождём, даже не градом — для этого их слишком мало. Бомбы просто пада- ют, невидимые в предрассветном небе до тех пор, пока к нему, предрассветному, не устремляются комья земли и мяса, жуткий салат из того, что несколько минут назад было лагерем. Но и тогда бомбы не разглядеть, уже не разглядеть, потому что они превратились в тысячу осколков, безжа- лостно секущих полусонных ушерцев.
— Тревога!!
Бомбы заканчиваются, но проклятые бипланы вновь и вновь заходят на лагерь, поливая свинцом «Шурхакенов» палатки и мечущихся солдат. Сегодня небо Приоты принадлежит приотцам, и пилоты сполна пользуются преимуществом. Со вкусом расплачиваются за унижения последних месяцев, наслаждаются истреблением острови- тян. Сегодня их праздник.
Пулемёты создают свинцовый дождь.

Удачно

Неудачно

  • Эффектные боевые действия
  • Развязка сюжетных линий «Кардонийской рулетки»
  • Предчувствие грядущих изменений
  • Непогрешимый главный герой
  • Блёклые второстепенные персонажи
Оценка МФ
8
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться