Google+
Фантастика 1960-х годов ABERCROMBIE Антиутопии Бесконечная история
Версия для печатирецензии: «Медведки»

Мария Галина «Медведки»

Литературная фантастика * Вид книги: роман * Издательства: Эксмо * Выход:  2011

Медведки

Сюжет

Человек без семейной истории — как дерево без корней. Семён Блинкин, писатель из приморского города и психолог-любитель, прекрасно это понимает. Потому неохотно, но всё же берётся сочинить с нуля биографию бизнесмену, который обращается к нему с такой необычной просьбой. Но он не подозревает, что ввязывается тем самым в тёмную историю с мистикой и криминалом.

***

Потребность переписывать историю заложена у человека в ДНК. Настоящее вырастает из прошлого, как дерево из семечка, сбрасывает сухую оболочку, и процесс этот бесконечен. Раз за разом переписываются учебники и священные тексты, биографии политиков и святых, учёных и попзвёзд. Сопоставление и синхронизация образов прошлого и настоящего — не прихоть, а суровая необходимость, иначе возникает такой диссонанс, что и умом тронуться недолго. Даже генеалогия античных богов и чудовищ пестрит позднейшими вставками, дополнениями и исправлениями — заплата на заплате, если приглядеться. Что уж говорить о простых смертных?

У Семёна Блинкина, героя Марии Галиной, работа непыльная, но очень специфическая. Отличный психолог (и, как часто бывает, классический неврастеник — «врачу, исцелися сам!»), он сочиняет романы на заказ, пишет книги, заточенные под одного конкретного читателя каждая. Используя классику приключенческой литературы от Конрада и Стивенсона до Грина и Толкина как строительный материал, он отправляет своих клиентов в «правильный мир, мир, где всё, как надо».

Где ждут внимательные родители, настоящая любовь, захватывающие приключения, а может, и красотка в кружевном белье, — всё, о чём тоскуют состоятельные коммерсанты, обращающиеся к Семёну за услугами. «Пошлейшая, вообще-то, получается история. Но истории, которые люди рассказывают сами себе в уединении, почти все такие. Если человек нормален, он естественным образом склоняется к расхожим мелодраматическим сюжетам, иными словами, к пошлости». Ничего криминального: по сути, удовлетворением тех же нехитрых потребностей заняты все творцы массовой литературы, разве что адресно со своими читателями они не работают, предпочитая лупить по площадям. Своей работой Блинкин не гордится, однако делает её на совесть: рекламаций, по крайней мере, не поступало. Но в один прекрасный день Семён получает заказ, странный даже по его меркам. Вместо очередного романа ловкой выдумки, над которой читатель отмякает душой, ему предлагают написать биографию настоящего живого человека. Придумать ему семейную историю, маму-папу, бабушек-дедушек, собрать коллекцию памятных безделушек... И вот тут-то начинают происходить по-настоящему странные вещи. У клиента, вчерашнего детдомовца, вдруг из ниоткуда появляется куча эксцентричных родственников — и чем дальше, тем страннее. Приезжает девушка-готка, выдающая себя за его дочку и наделённая жутковатыми талантами. Хуже того, в ряды «родственников и знакомых кролика» неожиданно попадает сам Блинкин — и начинает подозревать, что подарил невесть кому свою собственную семейную историю... Галина не случайно проводит параллель между невнятным бизнесменом, внезапно обретающим биографию, и Ахиллом, якобы трансформировавшимся в классической мифологии Причерноморья из хтонического морского чудовища (которого писательница иронически уподобляет Ктулху) в героя эпоса со всей необходимой атрибутикой. С изменением исторического (и биографического) контекста свойства объекта, который в него погружён, меняются до неузнаваемости. Смотрите сами: убийца становится героем-мстителем, истерик и кликуша — провидцем, вождь и учитель — палачом... Отделить правду от вымысла, продукта массового сознания, не всегда возьмётся и профессиональный историк. Впрочем, не будем замахиваться на глобальные обобщения, обратимся к повседневному быту. Вымышленную родню мы действительно любим больше, чем настоящую, это Галина подметила верно, — но потому и придумываем каждый день самых близких людей заново, безотчётно пересоздавая образ реальности. Вот из этих бесчисленных фантазий, предположений и ложных воспоминаний и сплетается ткань того, что мы привыкли называть «исторической правдой».

Итог: Роман Галиной глубже и разнообразнее любых трактовок. Что о нём ни скажи — большая часть запакованных смыслов останется за кадром. Серьёзная взрослая проза, для многократного перечитывания и неторопливого обдумывания.

Похожие произведения

Далия Трускиновская «Дурни вавилонские»

Елена Хаецкая, Виктор Беньковский «Анахрон-2»

НА ТЕРРИТОРИИ МЕЙНСТРИМА

Впервые роман опубликован в мае-июне 2011 года на страницах толстого литературного журнала «Новый мир».

Цитата

— А вам никогда не кажется, что всё вокруг ненастоящее? <...> Я хочу спросить — по чьей воле?

— То есть кто нам показывает картинку? Нашу субъективную реальность, данную нам в ощущениях?

— Да. Кто?

— Вы всё-таки, наверное, писатель, — сказал он, — редакторы такими вопросами обычно не задаются. Только писатели и психи.

Присутствуют

Отсутствуют

  • ахилл
  • ктулху
  • артемида
  • кинг-конг
  • годзилла
  • амон-ра
СЮЖЕТ:    СЮЖЕТ: 9/10
МИР:    МИР: 8/10
ПЕРСОНАЖИ:    ПЕРСОНАЖИ: 9/10
СТИЛЬ:    СТИЛЬ: 10/10
КАЧЕСТВО ИЗДАНИЯ:    КАЧЕСТВО ИЗДАНИЯ: 8/10
Оценка МФ
9
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться