Google+
Вспомнить всё - две недели MASHUP Антиутопии Tolkien SOviet
Версия для печатирецензии: «Левиафан»

Скотт Вестерфельд «Левиафан»

Альтернативно- исторический стимпанк * Вид книги: роман * Издательства: Эксмо * Выход:  2011

Левиафан

Сюжет

Европа накануне Первой мировой войны. Превратности судьбы свели вместе австрийского принца Александра и шотландскую девушку Дэрин. Благодаря им мир может измениться. Но это в будущем. А пока — приключения, погони, тайны, сражения. И очень интересная вселенная.

***

На первый взгляд цикл Скотта Вестерфельда мало напоминает «Тёмные начала» Филипа Пуллмана. Но, ежели приглядеться, сходство в построении сюжетной схемы налицо — намеренно или случайно Вестерфельд использовал многие клише своего знаменитого британского коллеги. Два разнополых героя (под занавес трилогии обязательно влюбятся), разнообразные тайны, приключения и опасности, причём все события передаются через восприятие юных протагонистов, которым почти гарантированно уготована ключевая роль в событиях, влияющих на судьбы всего мира… При таком штампованном раскладе автору остаётся подналечь на другие слагаемые — вселенную, героев, идеи и стиль.

В центре событий двое подростков — из разных миров. Нет, живут они на одной Земле 1914 года — просто при обычных обстоятельствах встретиться им было не суждено. Александр фон Гогенберг, единственный сын наследника австро-венгерского престола эрцгерцога Фердинанда — правда, от морганатического брака, что лишает Алека прав на трон и делает нежелательным элементом в династии Габсбургов. И мисс Дэрин Шарп, дочь погибшего пилота, которая обманом, под видом мальчика Дилана, поступает мичманом на водородный линейный корабль «Левиафан», красу и гордость Королевского Военно-воздушного флота. Аристократ и простолюдинка, австриец и британка и, что ещё более важно, «жестянщик» и «дарвинистка».

Именно придуманная Вестерфельдом вселенная оказалась подлинной жемчужиной романа и цикла. Развилкой в истории здесь послужила фигура Чарльза Дарвина, который взял да и разобрался в хитросплетениях ДНК. Да ещё и сумел применить своё открытие на практике, став отцом генной инженерии! Стараниями Дарвина и его учеников, прежде всего Томаса Гексли, были выведены многочисленные фабрикаты, ставшие основой могущества Британской империи. Причём это не просто гибриды разнообразных животных вроде тигроволка, к примеру. Нет, фантазии британских учёных нет предела — на свет божий появились элефантины и мамонтины, используемые вместо тягачей и тракторов, или такое невероятное существо, как живой воздушный корабль «Левиафан», целая экосистема, в основе которой гигантский кашалот. И многое, многое другое!

Вестерфельд буквально упивается своей придумкой, подробно повествуя о фабрикатах. Они пронизывают практически все главы Дэрин Шарп, да и попавшему на «Левиафан» Александру довелось лицезреть немалое количество фабрикатов, которых он считает «богомерзкими тварями». Ведь Алек — жестянщик, из страны, пошедшей по пути технологической цивилизации. Мир жестянщиков показан автором не в пример скуднее. Главы про Александра более насыщены действием, нежели познавательной информацией. Учёные жестянщиков (прежде всего, Германии и Австро-Венгрии) тоже не дремали, создав шагоходы — и не только военные, но и гражданские. Шагающие машины заменили собой технику на гусеничном и, отчасти, колёсном ходу. Сухопутные фрегаты, крейсера и дредноуты от двуногих до восьминогих — основа могущества кайзера и его союзников! И, конечно, дарвинисты (Британия, Франция, Россия) презирают «отсталых» жестянщиков, которые, в свою очередь, ненавидят вмешавшихся в промысел Господень еретиков. При таком раскладе война практически неминуема…

Итак, сюжет книги достаточно традиционен, зато мир великолепен и ярко прописан. Впрочем, не обошлось и без лакун, которые автор может восполнить в последующих томах. А как дела с героями? Вестерфельд сосредоточил своё внимание на протагонистах — остальные персонажи, за исключением графа Фольгера и доктора Барлоу, показаны мимолётно. Алек и Дэрин играют в повествовании очень важную роль. Их глазами даются все события книги, а характеры и поведение меняются под воздействием пережитых испытаний. Наконец, между ними должно зародиться чувство — хотя в первом романе Алек, как и все остальные, принимает Дэрин за мальчишку. Оба — сироты (мать Дэрин жива, но категорически не приемлет выбор девочки стать пилотом), обоим приходится скрывать свою подлинную сущность, оба, несмотря на юные годы, обладают военным талантом. Правда, в первом романе удары судьбы больше обрушиваются на юного принца, в одночасье потерявшего родителей и превратившегося в мишень. Потому характер Алека несколько более ярко выражен. С другой стороны, принц чаще всего выполняет роль ведомого. А вот Дэрин действует совершенно самостоятельно, хотя опасности, грозящие ей, иного рода. В общем, оба героя выписаны автором тщательно, с любовью, которая вполне способна подкупить и очаровать читателя.

Идейная сторона романа бедновата — ясно, что в основе антивоенная направленность, однако более острые конфликты можно ожидать в последующих томах. Ну а стиль Вестерфельда вполне на уровне качественной подростковой фантастики, к тому же перевод не подкачал.

Итог: Отличная подростковая книга, которая вполне подходит и для многих взрослых читателей. Главное здесь — мир, но и другие компоненты поданы на высоком уровне. Книга не зря получила премию журнала «Локус».

Похожие произведения

отчасти — Филип Пуллман, цикл «Тёмные начала»

отчасти — аниме-сериал Code Geass: Lelouch of the Rebellion (2006)

ВСТРЕЧАЕМ ПО ОДЁЖКЕ?

Отметим богатое иллюстративное оформление романа. Многочисленные картинки канадца Кита Томпсона внутри книги делают её похожей на ранобэ. А вот оригинальная обложка «Левиафана» чем-то не понравилась российским издателям, потому её заново нарисовал Сергей Шикин.

Цитата

Очертаниями существо напоминало цеппелин, но по бокам его в такт дыханию колыхались щетинки-щупальца, а воздух вокруг кипел от тысяч симбионтов: летучих мышей и птиц… Летающий гигант приближался. Уже можно было рассмотреть главную гондолу, выступающую, как мыс, из необъятного брюха. Буквы размером в половину человеческого роста медленно проплыли мимо, складываясь в название: «Левиафан».

Присутствуют

Отсутствуют

  • шагающие боевые машины
  • живой воздушный корабль
  • переодевания и погони
  • машины времени
  • космические корабли
  • любовь-морковь
СЮЖЕТ:    СЮЖЕТ: 8/10
МИР:    МИР: 9/10
ПЕРСОНАЖИ:    ПЕРСОНАЖИ: 8/10
СТИЛЬ:    СТИЛЬ: 8/10
КАЧЕСТВО ИЗДАНИЯ:    КАЧЕСТВО ИЗДАНИЯ: 9/10
ПЕРЕВОД:    ПЕРЕВОД: 9/10
Оценка МФ
8
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Robin Pack
№ 1
28.01.2012, 20:52
В общем и целом с рецензией согласен, но сам не удержался бы и поставил 9. Уж больно не хватало мне такого, \"правильного\", стимпанка. Уж очень утомили эльфы на дирижаблях.

Цитата:
Вместо нигде-никогдашней страны - Европа начала XX века, в которой знакомые образы и технологии доведены до красочного абсурда. Стиль и утончённость начала XX века, исполины индустриальной эры - гигантские боевые машины, дирижабли, бравые военные. Элегантность викторианской Англии, мощь и методичность кайзеровской Германии. Война галантного века. Такие машины и такие люди, какими мы хотим их видеть в нашем выдуманном прошлом. Ещё чашечку чая, милейший, пока Титаник идёт ко дну!

См. Мой отзыв в ЖЖ
Silver Fox
№ 2
26.01.2013, 19:05
В засилье шаблонов и стандартных схем книга показалась глотком свежего воздуха. Атмосфера, атмосфера и еще раз атмосфера. Хотя придраться тоже есть к чему... Динамики бы ей больше. И самое главное - я первое время просто утонул в новых образах. Реальность выпрыгнула из под ног и все что твориться вокруг стало напоминать наведенную галлюцинацию. Плюс это или минус вопрос сложный. Но мне больше нравится, когда есть некое основание, на которое настраивается все повествование. Основание близкое и понятное. А тут... Чем-то напомнило \"Мор. Утопия\". Ассоциации и эмоции близкие. 9 все же не поставил бы.) Вещь хорошая, но специфическая. 8 - объективнее.)

П.С.
Сам бы наверно книгу не купил т.к. обложка больно странная. Кит, медузы, герой в банальной позе на скале. Отзывов не видел. Да и аннотация ничего не дает. Типичный кот в мешке. (Интересно было бы глянуть на оригинальную обложку, может она мне покажется лучше?) Спасибо одному моему другу за то, что порекомендовал - я не пожалел.)
Artem07
№ 3
11.12.2013, 23:19
Цитата:
Сообщение от Silver Fox Посмотреть сообщение
Динамики бы ей больше
Полностью согласен. Вроде и стиль и атмосфера и мир прекрасный и необычный…. Автор статьи в похожих произведениях упомянул Code Geass чем обрек на несбывшиеся надежды. Я две книги ждал, когда Алекс встанет во главе восстания или что-то вроде этого. Неоправданные ожидания сильно испортили впечатления о книге.
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться