Левиафан Сюжет Европа накануне Первой мировой войны. Превратности судьбы свели вместе австрийского принца Александра и шотландскую девушку Дэрин. Благодаря им мир может измениться. Но это в будущем. А пока — приключения, погони, тайны, сражения. И очень интересная вселенная. *** На первый взгляд цикл Скотта Вестерфельда мало напоминает «Тёмные начала» Филипа Пуллмана. Но, ежели приглядеться, сходство в построении сюжетной схемы налицо — намеренно или случайно Вестерфельд использовал многие клише своего знаменитого британского коллеги. Два разнополых героя (под занавес трилогии обязательно влюбятся), разнообразные тайны, приключения и опасности, причём все события передаются через восприятие юных протагонистов, которым почти гарантированно уготована ключевая роль в событиях, влияющих на судьбы всего мира… При таком штампованном раскладе автору остаётся подналечь на другие слагаемые — вселенную, героев, идеи и стиль. В центре событий двое подростков — из разных миров. Нет, живут они на одной Земле 1914 года — просто при обычных обстоятельствах встретиться им было не суждено. Александр фон Гогенберг, единственный сын наследника австро-венгерского престола эрцгерцога Фердинанда — правда, от морганатического брака, что лишает Алека прав на трон и делает нежелательным элементом в династии Габсбургов. И мисс Дэрин Шарп, дочь погибшего пилота, которая обманом, под видом мальчика Дилана, поступает мичманом на водородный линейный корабль «Левиафан», красу и гордость Королевского Военно-воздушного флота. Аристократ и простолюдинка, австриец и британка и, что ещё более важно, «жестянщик» и «дарвинистка». Именно придуманная Вестерфельдом вселенная оказалась подлинной жемчужиной романа и цикла. Развилкой в истории здесь послужила фигура Чарльза Дарвина, который взял да и разобрался в хитросплетениях ДНК. Да ещё и сумел применить своё открытие на практике, став отцом генной инженерии! Стараниями Дарвина и его учеников, прежде всего Томаса Гексли, были выведены многочисленные фабрикаты, ставшие основой могущества Британской империи. Причём это не просто гибриды разнообразных животных вроде тигроволка, к примеру. Нет, фантазии британских учёных нет предела — на свет божий появились элефантины и мамонтины, используемые вместо тягачей и тракторов, или такое невероятное существо, как живой воздушный корабль «Левиафан», целая экосистема, в основе которой гигантский кашалот. И многое, многое другое! Вестерфельд буквально упивается своей придумкой, подробно повествуя о фабрикатах. Они пронизывают практически все главы Дэрин Шарп, да и попавшему на «Левиафан» Александру довелось лицезреть немалое количество фабрикатов, которых он считает «богомерзкими тварями». Ведь Алек — жестянщик, из страны, пошедшей по пути технологической цивилизации. Мир жестянщиков показан автором не в пример скуднее. Главы про Александра более насыщены действием, нежели познавательной информацией. Учёные жестянщиков (прежде всего, Германии и Австро-Венгрии) тоже не дремали, создав шагоходы — и не только военные, но и гражданские. Шагающие машины заменили собой технику на гусеничном и, отчасти, колёсном ходу. Сухопутные фрегаты, крейсера и дредноуты от двуногих до восьминогих — основа могущества кайзера и его союзников! И, конечно, дарвинисты (Британия, Франция, Россия) презирают «отсталых» жестянщиков, которые, в свою очередь, ненавидят вмешавшихся в промысел Господень еретиков. При таком раскладе война практически неминуема… Итак, сюжет книги достаточно традиционен, зато мир великолепен и ярко прописан. Впрочем, не обошлось и без лакун, которые автор может восполнить в последующих томах. А как дела с героями? Вестерфельд сосредоточил своё внимание на протагонистах — остальные персонажи, за исключением графа Фольгера и доктора Барлоу, показаны мимолётно. Алек и Дэрин играют в повествовании очень важную роль. Их глазами даются все события книги, а характеры и поведение меняются под воздействием пережитых испытаний. Наконец, между ними должно зародиться чувство — хотя в первом романе Алек, как и все остальные, принимает Дэрин за мальчишку. Оба — сироты (мать Дэрин жива, но категорически не приемлет выбор девочки стать пилотом), обоим приходится скрывать свою подлинную сущность, оба, несмотря на юные годы, обладают военным талантом. Правда, в первом романе удары судьбы больше обрушиваются на юного принца, в одночасье потерявшего родителей и превратившегося в мишень. Потому характер Алека несколько более ярко выражен. С другой стороны, принц чаще всего выполняет роль ведомого. А вот Дэрин действует совершенно самостоятельно, хотя опасности, грозящие ей, иного рода. В общем, оба героя выписаны автором тщательно, с любовью, которая вполне способна подкупить и очаровать читателя. Идейная сторона романа бедновата — ясно, что в основе антивоенная направленность, однако более острые конфликты можно ожидать в последующих томах. Ну а стиль Вестерфельда вполне на уровне качественной подростковой фантастики, к тому же перевод не подкачал. Итог: Отличная подростковая книга, которая вполне подходит и для многих взрослых читателей. Главное здесь — мир, но и другие компоненты поданы на высоком уровне. Книга не зря получила премию журнала «Локус». Похожие произведения | отчасти — Филип Пуллман, цикл «Тёмные начала» отчасти — аниме-сериал Code Geass: Lelouch of the Rebellion (2006) | ВСТРЕЧАЕМ ПО ОДЁЖКЕ? | Отметим богатое иллюстративное оформление романа. Многочисленные картинки канадца Кита Томпсона внутри книги делают её похожей на ранобэ. А вот оригинальная обложка «Левиафана» чем-то не понравилась российским издателям, потому её заново нарисовал Сергей Шикин. | Цитата | Очертаниями существо напоминало цеппелин, но по бокам его в такт дыханию колыхались щетинки-щупальца, а воздух вокруг кипел от тысяч симбионтов: летучих мышей и птиц… Летающий гигант приближался. Уже можно было рассмотреть главную гондолу, выступающую, как мыс, из необъятного брюха. Буквы размером в половину человеческого роста медленно проплыли мимо, складываясь в название: «Левиафан». | Присутствуют | Отсутствуют | - шагающие боевые машины
- живой воздушный корабль
- переодевания и погони
| - машины времени
- космические корабли
- любовь-морковь
| |