Google+
SOVIET ELECTRO Терминаторы МИРЫ. DRAGONLANCE MASS EFFECT
Версия для печатирецензии: «Плясун»

Игорь Чёрный «Плясун»

фантастика * Вид книги: роман * Издательства: АСТ * Выход: июль 2011

Плясун

Сюжет

Роман Градов, мастер шиваната (искусства боевой пляски бога Шивы) по заданию руководства отправляется на свою родину, в Узбекистан, чтобы провести там журналистское расследование. Однако встреченные друзья детства оказываются не так уж милы и добры, и Роману с помощью своего учителя приходится бежать в прошлое, в Древний Хорезм, куда как раз прибыло посольство Великого Рима.

***

«Плясун» — первый роман Игоря Чёрного, который вышел не под псевдонимом Андрей Чернецов, а под настоящим именем писателя и критика. Это явно неспроста, и книга просто обязана быть чем-то большим, чем предыдущие работы автора.

Собственно, так и оказалось. Прежде всего, перед тем как брать роман в руки, надо чётко понимать — это не классический вариант «наши в прошлом», когда герой, попав в какую-то эпоху, начинает там восхождение по карьерной лестнице, меняя привычный ход истории. Ничего общего с какими- нибудь «Спасти римлян. Бандитский десант» здесь нет. «Плясун» до определённого момента вполне исторически достоверен, хотя и не без оговорок.

Всю книгу можно довольно чётко разделить на три части. Первая — это современность, где Роман приезжает в Узбекистан. Эти страницы вызывают в памяти многочисленные фильмы и книги, где герой возвращается куда-то, а там царит мафия. Отличные описания, чётко выстроенные эпизоды — этого у текста не отнять, но никак не получается отделаться от мысли «ну скоро ли уже обещанный Хорезм»? Вторая часть — образцовый кусочек о «попаданце». Тут всё честно — и жизнь, и быт, что Хорезма, что римлян, показаны не в деталях, но так, что не вызывают вопросов, а сам герой ведёт себя вполне вменяемо: не слишком верит происходящему, но старается делать всё возможное. А вот финальная треть слишком сильно отличается от двух предшествующих.

Прежде всего, сама идея, что в исторической фантастике уместно наличие чёрного колдовства и зомби — мягко говоря, сомнительная. В «Плясуне» вполне было достаточно лёгкой мистической линии, связанной с искусством шиваната. Но что больше всего выбивается из контекста романа — явная схожесть с историями об искателях приключений в забытых царствах. Главный герой, как какой-нибудь Индиана Джонс или Алан Квотермейн, попадает под пресс противостояния между сторонниками разных религий при дворце правителя Хорезма. А все эффектные сцены в последней трети романа так или иначе, но похожи на эпизоды голливудских приключенческих фильмов.

С другой стороны, что Игорю Чёрному удалось на все сто, так это создать героев, за которыми интересно следить. Все они получились живыми и, что немаловажно, запоминающимися. Да, Спитамен чем-то неуловимо похож одновременно на боевых учителей из китайских фильмах о Шаолине, но то общий образ, а вот мелочи делают его совершенно неповторимым. И точно то же можно сказать о практически всех персонажах, кроме разве что дочери римского посла, которая не могла не влюбиться по закону жанра в Романа.

Теперь о самом интересном. В «Плясуне» есть чёткая религиозная линия, причём она настолько нетрадиционна, что читать стоит даже просто ради неё. Зороастризм, ислам, митраизм — эти три религии показаны через верующих людей. Причём лучше всего у автора вышло с исламом — мусульманин Мирза, попавший в Хорезм задолго до рождения Мухаммеда, просто не может не проповедовать. Действие происходит в стране, где основная религия — зороастризм, а новоявленные миссионеры делятся своими познаниями о вере в римском лагере (ведь тогда римляне придерживались политеизма). Получается необычно, но достоверно.

Отдельно стоит сказать о шиванате. Необычная для наших краёв индийская боевая практика описана так, что хочется бросить всё карате и кунг-фу и пойти учиться пляске Шивы, причём касается это как упражнений, так и поединков. Честно говоря, автор этих строк до прочтения «Плясуна» искренне считал, что чем-то подобным его сложно удивить. Игорь Чёрный сумел.

Итог: Читающаяся на одном дыхании книга, над которой автор явно работал с огромным удовольствием. Тщательно прописанные исторические детали, яркие сцены рукопашных боёв, описание шиваната как такового — всё складывается в единую увлекательную картинку.

Похожие произведения

боевики про Слепого

романы о «попаданцах» в древний мир

ТАНЕЦ ШИВЫ

В индуизме танец Шивы — символ вечного движения Вселенной, игра творения, где Шива — Творец, Хранитель и Разрушитель мира одновременно. Его танец символизирует освобождение вслед за разрушением иллюзий. В йоге танец Шивы — система контроля и освобождения сознания.

Цитата

Шаг влево, шаг вправо. Правая рука вверх, левая вниз, потом наоборот. Пальцы-язычки плещутся на ветру. Таз совершает медленные кругообразные движения. Дыхания почти не слышно, биения сердца тоже.

Зверь качает головой в такт ритму, задаваемому ступнями человеческих ног, попирающих песок. Людское ухо наверняка и не уловило бы этого звука. Но не бычье. Оно слышит всё и вся.

Присутствуют

Отсутствуют

  • римляне
  • зомби
  • Шива (почти незримо)
  • моджахеды
  • Гай Юлий Цезарь
  • легионы в бою
СЮЖЕТ:    СЮЖЕТ: 7/10
МИР:    МИР: 7/10
ПЕРСОНАЖИ:    ПЕРСОНАЖИ: 7/10
СТИЛЬ:    СТИЛЬ: 7/10
КАЧЕСТВО ИЗДАНИЯ:    КАЧЕСТВО ИЗДАНИЯ: 7/10
Оценка МФ
7
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться