Google+
Классики кино. Хаяо Миядзаки КОСМИЧЕСКИЕ ИДЕИ Русские в западной фантастике Фантастические профессии. Друиды
Версия для печатирецензии: «Дневники голодной акулы»

C. Холл «Дневники голодной акулы»

фантастика * Вид книги: роман * Издательства: Эксмо * Выход: июнь 2011

Дневники голодной акулы

Сюжет

Эрик Сандерсон потерял память. Его психиатр утверждает, что это следствие эмоциональной травмы после гибели возлюбленной Эрика — Клио Аамес. Только врач ошибается. Эрику приходят письма от самого себя, от своей первой, ещё не потерявшей память версии, где объясняется, что он — жертва нападения людовициана, концептуальной акулы, которая живёт в мыслях людей и питается человеческими воспоминаниями. И теперь он должен разыскать доктора Трея Фидоруса, который единственный знает, как расправиться с хищником.

***

Среди огромного количества произведений, где главными двигателями сюжета являются книги, тайные тексты и библиотеки, рано или поздно должен был появиться роман, где вся эта библиофильская тематика была бы вывернута наизнанку, а главными героями стали по большому счету не люди, а буквы. И вот перед нами «Дневники голодной акулы», роман, где книги становятся кирпичами для стен, из клавиш пишущей машинки и страниц телефонных справочников делают гранаты, вместо бронежилета используют чужие письма, а сам текст так и норовит то расплыться, когда главный герой плачет, то превратиться в глаз, а то и вовсе обернуться кинеографом, в котором акула нападает непосредственно на читателя.

«Дневники голодной акулы» — это, пожалуй, одна из самых оригинальных фантастических книг, выпущенных в этом году; слишком многое здесь рассчитано на внешний эффект, на прелесть аттракциона. Этот роман берёт эффектом неожиданности, странной, но увлекательной идеей и достаточно непредсказуемым сюжетом. Фантазия автора рождает запоминающиеся образы, а интрига того, что же происходит с героями на самом деле, сохраняется до самого финала, после которого события романа приобретают несколько иной смысл, чем казалось поначалу.

Здесь над всем властвует своеобразие замысла, в котором автор уверен настолько, что открыто демонстрирует чуть ли не все свои источники вдохновения — Пола Остера, Харуки Мураками, Борхеса, Итало Кальвино, — пока не срывается окончательно и не начинает в деталях реконструировать фильм «Челюсти». В контексте откровенно игровой структуры романа такой постмодернизм «для всех» воспринимается адекватно, и не в нём проблема, а в том, что Холл старается чисто литературными средствами создать скорее не роман, а фильм, книгу, которую надо было бы не только читать, но и смотреть (отсюда графические аттракционы), из всех писателей, повлиявших на Холла, в конечном счете, побеждает Стивен Спилберг. Автор пытается примирить непримиримое, создать кинематографическое зрелище про чисто умозрительную концепцию, где Борхес и Кальвино уступают фильмам «Матрица» и «Помни», отчего, естественно, терпит фиаско.

Именно этим объясняется поверхностность «Дневников», принципиальный отказ автора от любой попытки осмыслить собственные построения. Помимо людовициана, в романе водится ещё множество концептуальной фауны с уникальными особенностями, коллективный разум, внедряющийся через интернет в людей, и тайное общество, следящее за появлением «вредных слов», но всё это обилие сюжетных линий кажется незаконченным, едва намеченным, так как действие ограничено исключительно взглядом главного героя. В результате слишком многое нас просят принять на веру, сюжетные коллизии остаются голой схемой, интересной с позиции «бывает и такое». Желание поразить читателя скорее с визуальной точки зрения, нежели с литературной, оборачивается ещё и тем, что «Дневники» неровно выстроены по ритму. Взрывы действия сменяются длинными проходами героев по интересным локациям, которые атмосферно и загадочно смотрелись бы на экране, но в книге навевают тоску, а уж исполнение мелодраматической линии и вовсе неудачно — настолько надуманным кажется конфликт, изображённый автором. Тем интереснее то, что как только Холл от собственных фантазий переходит к изображению эмоций (неважно, страх ли это, любовь или чувство необратимой утраты), от сюжета к лирическим вставкам из прошлого Эрика Сандерсона, то текст тут же получает глубину, а грубоватые постмодернистские схемы обретают жизнь. Эти спорадические вспышки словно говорят нам о подлинном потенциале Холла как писателя.

Итог: Стивен Холл перехитрил сам себя, изображая происходящее с точки зрения рассказчика, поневоле ограниченного эмоциональным и интеллектуальным опытом, отчего повествование оказалось столь сухим и неровным, несмотря на все возможности, предоставляемые сюжетом и замыслом.

Похожие произведения

отчасти — Вальтер Моэрс «Город Мечтающих Книг»

отчасти — Джаспер Ффорде, цикл «Четверг Нонетот»

УДАЧНЫЙ ДЕБЮТ

Дебютный роман британца Стивена Холла «Дневники голодной акулы» получил приз Сомерсета Моэма и вошёл в шорт-лист премии Артура Кларка. Книга переведена на тридцать языков, куплены права на её экранизацию.

Цитата

Я обернулся. Оставаясь менее чем в пятидесяти ярдах позади нас, идеи, мысли, фрагменты, обрывки историй, сны и воспоминания быстрыми брызгами взрывчато выбрасывались из травы. Концепция самой травы начала поднимать и гнать волну в виде длинного пенистого гребня. На вершине этого буруна что-то пробивалось сквозь пену — изогнутый поднимающийся знак, прекрасно развитый идейный плавник.

Присутствуют

Отсутствуют

  • акулы
  • книжные лабиринты
  • тающие люди
  • инопланетяне
  • агенты ФБР
  • священные тексты
СЮЖЕТ:    СЮЖЕТ: 9/10
МИР:    МИР: 9/10
ПЕРСОНАЖИ:    ПЕРСОНАЖИ: 6/10
СТИЛЬ:    СТИЛЬ: 7/10
КАЧЕСТВО ИЗДАНИЯ:    КАЧЕСТВО ИЗДАНИЯ: 9/10
ПЕРЕВОД:    ПЕРЕВОД: 9/10
Оценка МФ
7
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться