Google+
ГЕНРИ ЛАЙОН ОЛДИ. ФАНТАСТИЧЕСКОЕ ДОПУЩЕНИЕ БЕСТИАРИЙ. МАЛЕНЬКИЕ ЗЕЛЁНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ Григорий Распутин черновики лукаса
Версия для печатирецензии: «Живущий»

Анна Старобинец «Живущий»

фантастика * Вид книги: роман * Издательства: АСТ * Выход:  2011

Живущий

Сюжет

Мечта о бессмертии — одна из древнейших грёз «человека разумного». Этой теме посвящено бесчисленное множество мифов и легенд, философских теорий и религиозных откровений, романов и кинокартин. Но что будет с человечеством, если мечта наконец осуществится? Если все ушедшие начнут возрождаться после Пяти Секунд Тьмы? Если процесс умирания превратится в неприятную, но рутинную процедуру? Что ждёт нас — торжество всеобщей гармонии или ад на Земле?

***

Страх смерти — неиссякаемый источник энергии, которая заставляет крутиться колёсики и шестерёнки цивилизации. Преодоление этого страха лежит в основе всей человеческой культуры, с неолита до наших дней. Именно конечность придаёт нашему существованию некоторую осмысленность. Как заметил французский писатель Эрве Базен, «что не имеет конца, лишено ценности». Истории богов и героев, демонов и чудовищ, рас и преисподних — всё это попытки найти ответ: что ждёт человека после того, как перестанет существовать его физическая оболочка?

Анна Старобинец ставит любопытный мысленный эксперимент: в романе «Живущий» она описывает мир будущего, в котором «смерти нет» (эта фраза стала общепринятой формой приветствия, как «Привет!» или «Здравствуй!») — в самом прямом смысле. После Великого Сокращения (войны, эпидемии, техногенные катастрофы и массовые убийства сделали своё дело) число обитателей нашей планеты стабилизировалось на отметке три миллиарда — ни больше, ни меньше. Вроде бы не так уж много по сравнению с нынешними без малого семью, но каждый из этих трёх миллиардов бессмертен: пережив гибель очередного физического носителя, «паузу», «Пять Секунд Тьмы», он возрождается вновь в теле младенца. Утратив память о предыдущих жизнях, он сохраняет прежние таланты, предпочтения, основные черты характера, склад ума… То, что с некоторой долей условности можно назвать душой. Колесо сансары вращается медленно, но неуклонно, поколение за поколением, перерождение за перерождением (вот и пригодилось востоковедческое образование писательницы). И все эти души складываются в единый сверхразум — Живущего, равно заботящегося о благополучии и процветании каждой из своих бессмертных составляющих. «Число Живущего неизменно, Живущий есть три миллиарда живущих, и ни один не убудет от него, и ни один не прибудет…»

Если вы думаете, что в результате у Старобинец получилась утопия с молочными реками и кисельными берегами, то сильно заблуждаетесь. Мир без смерти автора совсем не манит: по интонации «Живущий» ближе к классическим антиутопиям Оруэлла, Хаксли и Замятина, чем к сочинениям Николая Фёдорова, грезившего идеей «воскрешения отцов». Принудительная «пауза» в возрасте шестидесяти лет, официальный запрет на моногамию, пожизненное заключение для тех, кому выпало родиться с антисоциальными наклонностями, лицемерие стоящих у власти, вялость и ограниченность неуклонно деградирующего «электората»… Тоталитарное государство как оно есть, без прикрас.

У человечества отняли главный жизненный стимул, подсунув вместо этого детскую «пустышку» — всеобъемлющую социальную сеть «социо», протез памяти, заменитель секса, муляж фантазии, электронный наркотик, на который подсаживаешься с младенчества и прочнее, чем на героин. Без подключения к «социо» бессмертный превращается в слюнявое ничтожество, кем бы он ни был в повседневной жизни — главой Планетарной службы порядка или гениальным учёным, автором сотен изобретений. Кое-кто из немногочисленных «несогласных» полагает даже, что именно внедрение этой сети стало первым шагом к появлению Живущего. Но какой толк быть несогласным в мире, который не меняется столетиями — более того, не способен измениться? Что может сдвинуть с места этакую махину? И автор даёт ответ на этот вопрос: рождение Зеро, ребёнка, не входящего в сакральные три миллиарда, не являющегося частью Живущего — нового мессии, Спасителя, реформатора, способного перевернуть с ног на голову это сонное царство…

Итог: Мотив смерти и бессмертия отчётливо звучит и в предыдущих романах автора. Раньше Старобинец, правда, больше интересовала «жизнь после жизни». Но в мире, где «смерти нет», автору не остаётся ничего иного, кроме как сосредоточиться на социальном аспекте.

Похожие произведения

Джордж Оруэлл «1984» Олдос Хаксли «О дивный новый мир»

Роджер Желязны «Князь Света»

ЛУЧШЕ ЗАБЫТЬ

В 2009 году Анна Старобинец вместе с Вадимом Соколовским написала сценарий для фильма-сказки «Книга мастеров» — первой российской картины киностудии Walt Disney Pictures.

Цитата

Смирение, ответственность, долг — скажут им завтра их психотерапевты. Смирение перед Природой. Ответственность перед Родным. И долг перед Живущим. Да, это тяжело. Эти три составляющих гармонии причиняют вам неудобства. Но утешение вы найдете в оставшихся трёх. Удовольствие, стабильность, бессмертие. А теперь давайте встанем в круг, возьмёмся за руки — желающие могут надеть контактные перчатки, они стерильны, — и повторим это хором: «Гармония Живущего складывается из шести составляющих: смирение, долг, ответственность, удовольствие, стабильность, бессмертие». А теперь скажем все вместе: «Гармония Живущего зависит и от меня лично».

Присутствуют

Отсутствуют

  • тайная полиция
  • массовые убийства
  • бессмертие души
  • космические исследования
  • домашние животные
  • прогресс
СЮЖЕТ:    СЮЖЕТ: 8/10
МИР:    МИР: 8/10
ПЕРСОНАЖИ:    ПЕРСОНАЖИ: 8/10
СТИЛЬ:    СТИЛЬ: 9/10
КАЧЕСТВО ИЗДАНИЯ:    КАЧЕСТВО ИЗДАНИЯ: 7/10
Оценка МФ
8
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться