Google+
Путеводитель по «Звездному пути» эКРАНИЗАЦИИ тОЛКИНА MASHUP МИРЫ. WARHAMMER FANTASY
Версия для печатирецензии: «Лёд»

Анна Каван «Лёд»

Слипстрим * Вид книги: роман * Издательства: Ad Marginem * Выход:  2011

Лёд

Сюжет

Безымянный протагонист, преследующий столь же безымянную девушку, которая оставила его несколько лет назад, странствует по задыхающемуся в ледяных тисках миру. В погоне за призраком он оказывается то на северном острове, изрезанном фьордами, то на линии фронта, под огнём вражеской артиллерии.

***

Гибель современной цивилизации в результате наступления нового ледникового периода — довольно популярный сценарий конца света. А ещё это отличная метафора, которую можно использовать по желанию и так, и этак. Застывшие чувства, остановившееся время, замершая жизнь… Трактовок можно предложить множество — как и для событий, происходящих на страницах романа Анны Каван «Лёд», принадлежащего к экзотическому для наших широт жанру «слипстрим».

Не слишком погрешив против истины, этой книге можно дать подзаголовок «история одной одержимости». Ведь любые происходящие вокруг героя события мало задевают его чувства, он мечтает лишь об одном: быть рядом с объектом своей одержимости, безраздельно обладать им, защищать это нежное, ранимое создание от ран, которые наносит нам жизнь… Но всякий раз девушка ускользает, как ускользают от героя-повествователя пророческие видения, фантазии и сны, неотличимые от реальности.

Все эти шекспировские страсти разгораются на фоне катастрофы глобального масштаба, неотвратимо надвигающейся на наш мир. «Если мягкие антарктические льды не растопятся тёплыми Тихим и Атлантическим океанами, образуется огромный массив льда, который будет отражать солнечные лучи и посылать их обратно в космос, лишая планету тепловой энергии». Увы, спасительного чуда не происходит, конец света близится. Аномальные морозы наваливаются на Европу, в небесах переливается северное сияние, льды наступают на кое-как укреплённые города. Люди обезумели, мародёры и грабители заполоняют улицы, повсюду вспыхивают большие и малые войны — в общем, цивилизация закономерно катится в тартарары, и homo sapiens деятельно приближает Апокалипсис. Но у одержимых свои приоритеты, свои представления о главном и второстепенном…

Публикуя «Лёд» в России сегодня, через сорок с лишним лет после выхода книги на языке оригинала (и через двадцать лет после того, как неутомимый киберпанк Брюс Стерлинг извлек её из пыльных архивов, подняв на щит), наши издатели, похоже, поставили перед собой цель ввести в отечественную литературоведческую практику термин «слипстрим» (от англ. Slipstream — завихрение). В послесловии переводчик Дмитрий Симановский так характеризует это направление: «Литература фантазийного волюнтаризма, где причинно-следственные связи держатся на волоске, а обострённые до предела чувства несравнимо важнее логики. Вполне реалистическое изображение вдруг подёргивается мелкой рябью, и из глубины подсознания всплывают на поверхность неожиданные образы и картины». Ну что ж, готов с натяжкой допустить, что в своё время сочинение Анны Каван, страдавшей шизофренией и героиновой зависимостью, действительно представлялось новым словом в литературе. Писательница экспериментирует с художественной тканью повествования, пренебрегает логической и хронологической последовательностью, уравнивает в правах реальность и галлюцинацию. «Нереальность внешнего мира, — замечает главный герой, — казалась своеобразным продолжением моего собственного, пребывавшего в серьёзном расстройстве сознания».

Однако, ни в коем случае не претендуя на лавры авгура, рискну предположить, что отважная попытка привить этот побег к могучему древу русской словесности закончится пшиком. При ближайшем рассмотрении «слипстрим» напоминает хорошо знакомый любителям фантастики турбореализм — тот самый бренд, что продвигали лет пятнадцать назад Андрей Столяров, Андрей Лазарчук, Владимир Покровский, Эдуард Геворкян и другие писатели, которым до чёртиков надоело числиться по ведомству фантастики. Вернее, один из чисто технических приёмов, которые использовали эти авторы, — далеко не самый причудливый и изощрённый.

Итог: Ну и кто интересуется сегодня турбореализмом, кроме нескольких унылых историков «жанровой» литературы? А ведь какой шум стоял, какие споры кипели вокруг этого направления! И, самое главное, возмутителям спокойствия действительно было что предложить нашему читателю. Куда уж там какому-то импортному «завихрению»…

Похожие произведения

Кобо Абэ «Четвёртый ледниковый период»

Джек Лондон «Алая чума»

Что в имени твоём?

Анна Каван, вероятно, единственный писатель XX века, официально взявший имя своего героя — несчастной и забитой девушки из романа «Оставь меня в покое» (1930).

Цитата

Незацементированные критерии жанра позволяют отнести к слипстриму многие произведения литературы, кино и прочего. К нему относят «Быть Джоном Малковичем» сценариста Чарли Кауфмана, американский телесериал «Остаться в живых» и английский — «Жизнь на Марсе», фильм «Слипстрим» Энтони Хопкинса. Первым русским слипстримом можно назвать «Нос» Н. В. Гоголя. Все эти произведения объединяет сюжетообразующее допущение, внятно разъяснить которое не в состоянии и сам автор, и корни которого — в подсознании.

Из послесловия Дмитрия Симановского

Редактор об авторе

По-настоящему автора «Льда» звали Элен Эмили Вудс. Англичанка из богатой семьи, она родилась в 1901 году во Франции, в Каннах. Мать её была женщиной властной и буквально третировала мужа, который в итоге покончил с собой. Чтобы избавится от материнской опеки, Элен при первой возможности выскочила замуж за инженера Дональда Фергюсона и отправилась с ним в Бирму, где и начала писать.

Накопившиеся ещё с детства проблемы и два неудачных замужества привели Элен к душевной болезни — в 1937 году она пыталась покончить с собой и попала в психиатрическую лечебницу, которую позже изобразила в романе «Дом умалишённых» (1940). Книга вышла под псевдонимом Анна Каван, который вскоре официально стал новым именем Элен.

В дальнейшем она неоднократно предпринимала попытки самоубийства, злоупотребляла героином, то и дело попадала в психушки.

Кроме литературы, Каван занималась живописью, фотографией, дизайном. Она жила в США, Австралии, Новой Зеландии, Франции, Швейцарии. Но умерла всё-таки в Англии, в 1968 году, от сердечной недостаточности (предположительно вызванной передозировкой наркотика).

Присутствуют

Отсутствуют

  • драконы
  • ледниковый период
  • одержимая любовь
  • парниковый эффект
  • бактериологическое оружие
  • счастливый конец
СЮЖЕТ:    СЮЖЕТ: 6/10
МИР:    МИР: 7/10
ПЕРСОНАЖИ:    ПЕРСОНАЖИ: 8/10
СТИЛЬ:    СТИЛЬ: 8/10
КАЧЕСТВО ИЗДАНИЯ:    КАЧЕСТВО ИЗДАНИЯ: 8/10
ПЕРЕВОД:    ПЕРЕВОД: 7/10
Оценка МФ
8
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться