Google+
Беседа с создателем Плоского мира История ядов SOVIET ELECTRO КАЙДЗЮ
Версия для печатирецензии: «Последний адмирал Заграты»

Вадим Панов «Последний адмирал Заграты»

Стимпанк-фантазия * Вид книги: Роман * Издательства: Эксмо * Выход: апрель 2011 * Серия: Герметикон * Цикл: Герметикон * Номер в цикле: 1

Последний адмирал Заграты

Сюжет

На планете Заграта неспокойно. Аристократ Нестор дер Фурнье поднял бунт в южных провинциях против короля Генриха, в столице сеет смуту Трудовая партия, люди толпами бегут в другие миры. В этот муравейник прибывает высокородный Помпилио, крайне противоречивая и загадочная личность. Надо ли говорить, что именно ему предстоит стать важной фигурой в разыгрываемой на Заграте кровавой «игре престолов»?

***

Творчество Вадима Панова среди отечественных любителей фантастики плотно ассоциируется с Москвой. В городском фэнтези о Тайном Городе и потаённой Москве да в посткиберпанковских «Анклавах» Панов отдал немалую дань Златоглавой и её самым замысловатым закоулкам и окрестностям. Тем любопытнее оказалась попытка переключиться на совершенно новое и неизведанное прежде поле деятельности — «космическую» научную фантастику с сильным привкусом модного ныне стимпанка. После прочтения начального тома цикла «Герметикон» можно смело сделать вывод: попытка оказалась успешной.

Стимпанк ныне направление в фантастике востребованное: ежегодно в разных уголках мира авторы сочиняют сотни книг, герои которых носят цилиндры, ездят на паровиках, сражаются на дирижаблях и, самое главное, думают и ведут себя подобно людям второй половины XIX века, даже если живут в далёком будущем. А вот в России удачный пример стимпанка сыскать мудрено. Поминаемое чаще всего как образец «Не время для драконов» Перумова и Лукьяненко на самом деле лишь эксплуатирует некоторые приметы этого фантастического направления, не более. Оттого книга Панова воспринимается с ещё большим энтузиазмом. Но по порядку…

Учитывая, что роман — первый в новом цикле, Панов немало времени уделил истории и антуражу Герметикона. Не вдаваясь в особенности декораций (в этом номере есть целая статья о Герметиконе), стоит отметить двойной информационный удар автора по читательским мозгам. Во-первых, в книге имеется глоссарий и небольшой «исторический» экскурс, что всегда приятно — запутавшись в причудливых названиях и заковыристых терминах, можно подсмотреть их значение в конце текста. Во-вторых, не ограничиваясь приложениями, Панов практически в каждой главе (особенно в первой половине книги) уделяет немало внимание информационным флэшбекам, сообщая о самых разных сторонах жизни Герметикона. Стоит, правда, отметить, что с такой фактологической насыщенностью связан один из главных недостатков романа — почти до самой кульминации и развязки сюжет то и дело тормозит и застревает, словно паровик с некачественным топливом. Но под занавес книги информационные вставки практически исчезают, что заставляет предположить большую «сюжетность» последующих томов. Ну надо же было автору ввести читателя в курс дела? Новый мир всё-таки, «свеженькая» вселенная.

Хотя с точки зрения оригинальности мира… Матёрые поклонники НФ, пожалуй, отметят некоторую схожесть Герметикона с галактическими просторами барраярского цикла Буджолд или некоторых популярных аниме. А события на Заграте отчасти перекликаются с интригами вокруг Арракиса. С другой стороны, создать абсолютно незатасканную фантастическую вселенную ныне практически невозможно — все ходы и придумки уже использованы, и не раз. Потому толковый автор гораздо больше внимания уделит героям и сюжету. Панов именно так и сделал.

Герои романа получились на загляденье. Честно говоря, персонажи предыдущих книг Вадима всегда были его слабым местом. Нет, имелось пара-тройка ярких и живых образов — тот же Сантьяга, к примеру. Но чаще это можно было сказать о персонажах второстепенных. Главные же, как правило, симпатии не вызывали — как своими моральными качествами, так и откровенной картонностью характеров. «Последний адмирал Заграты» в этом плане, безусловно, лучшее произведение Панова. Количество ярких персонажей здесь даже зашкаливает — поначалу глаза разбегаются, попросту не знаешь, кому отдать своё внимание и сопереживание. Тот же Помпилио, главный герой книги… Разве можно сказать, что роман посвящён именно приключениям только высокородного дара? Тем более что поначалу Помпилио вызывает неприязнь — так и хочется макнуть эту аристократическую скотину в лужу погрязнее. Лишь постепенно он раскрывается перед читателем с иной стороны. Правда, стоит отметить, что раскрыться полностью автор Помпилио так и не дал. Уж больно много страниц ушло на других героев — тут вам и колоритнейшая команда цеппеля «Амуш», и двуединый алхимик Мерса, и гениальный Нестор дер Фурнье, и альбиноснаёмник Вебер, и целая толпа других персонажей, иные из которых лишь ненадолго будоражат текстовую гладь, оставляя тем не менее свой, непохожий на другие след…

Конечно, при всей сюжетной завершённости, книга оставляет немало вопросов. Но перед нами лишь первый том, причём цикл по своему потенциалу вполне способен дать фору «Тайному Городу». И на Заграте сыграна лишь партия, игра ещё не закончена. А уж про весь Герметикон и говорить не приходится — сюжет можно развернуть практически в любую сторону: от невероятных космических приключений до кровавой военной эпопеи. Тут уж всё в руках демиурга — куда Вадим Панов захочет, туда цеппель «Герметикон» и полетит… То же и насчёт идейного наполнения: «Адмирал» выглядит лишь пробным камешком, у автора выбор вариантов «моралитэ» поистине безграничен.

Итог: Пушки выкатили на позицию. Стволы начищены, снаряды наготове, расчёты бдят. Кое-где даже прогремели первые залпы. Но основная битва ещё впереди. И она обещает быть преинтересной!

Похожие произведения

Генри Лайон Олди, цикл «Ойкумена»

аниме-сериал «Изгнанник» (2003)

Слово творца

Насколько «Последний адмирал Заграты» относится к стимпанку?

Если коротко, то так: близок, но основные законы стимпанка не соблюдены. Скорее можно говорить о развитии заложенного в этом литературном направлении потенциала.

Нет сомнений в том, что «Герметикон» назовут стимпанком, и для этого есть все основания. Описанные в книге события разворачиваются в эпоху, которую можно соотнести с концом XIX — началом XX века нашей истории, в ту самую эпоху, которую «приватизировал» стимпанк. Паровая тяга является основой основ, жизненный уклад достаточно патриархальный, а находящиеся у власти аристократы вынуждены противостоять набравшей большую силу буржуазии. Собственно, последняя тема — противостояние двух классов — привлекает меня больше всего, в нём есть нерв, трагедия. Хочу напомнить, что в нашей реальности противоречия этой эпохи привели к мировой войне, так что поверьте на слово — для писателя здесь очень много работы.

Другими словами, «Герметикон» настолько же стимпанк, насколько «Анклавы» — киберпанк, я беру идею и тщательно её перерабатываю, показывая собственное видение.

Какие основные черты стимпанка вы выделяете и что использовали в «Герметиконе»?

В стимпанке, как и в любом другом устоявшемся литературном направлении, существуют определённые «родовые» черты, и от некоторых из них я отказался. Во-первых, мне скучно и неинтересно создавать ещё одну версию викторианской Англии, не люблю работать по шаблону. Придумать оригинальное государство много сложнее, но в то же самое время — интереснее, и это мой путь. Во-вторых, я принципиально не использовал в романе «огромных паровых роботов», которые в силу своей абсолютной непрактичности придают повествованию ненужную сказочность. А напоследок пришлось избавиться от магии, которая совершенно не вписывалась в реалии нового мира. Вот и получается, что от стимпанка в «Герметиконе» осталась лишь эпоха. Но это, поверьте, самое интересное.

«Герметикон» в картинках

«Последний адмирал Заграты» визуально оформлен очень качественно. Кроме обложки и цветных иллюстраций работы Сергея Атрошенко, использован любопытный приём — миникомиксы, нарисованные Евгением Гусевым. Но здесь не обошлось без ложки дёгтя. Судя по базовой идее, комиксы должны были стать не просто иллюстрациями, а неотъемлемой частью романа, зримым воплощением многих его сцен. В некоторых мини-комиксах так оно и есть — они непосредственно развивают текст. Но в отдельных случаях события графических эпизодов просто повторяют написанное. Всё-таки создателям надо было точнее определиться — являются миникомиксы иллюстрацией к тексту или его продолжением?

Цитата

Вывалившийся из облаков «Амуш» открыл огонь сразу, без какого-либо предупреждения, что стало для бунтовщиков полнейшей неожиданностью. Они привыкли к нерешительности военных и полиции, они привыкли к тому, что их пытаются успокоить, уговорить, запугать, в конце концов, а потому мгновенно впали в панику. Крупнокалиберные пули рвали обезумевших от ужаса людей на части, выворачивали из мостовой камни, рикошетили и снова рвали. Пулемётчики знали, что прикрывают Помпилио, и патронов не жалели. И никого не жалели, до краев заливая площадь свинцом и кровью.

Присутствуют

Отсутствуют

  • Боевые дирижабли
  • Паромобили
  • Война, заговор, бунт
  • Боевые роботы
  • Пароциклы
  • Балы, гонки, пиры
СЮЖЕТ:    СЮЖЕТ: 8/10
МИР:    МИР: 10/10
ПЕРСОНАЖИ:    ПЕРСОНАЖИ: 9/10
СТИЛЬ:    СТИЛЬ: 8/10
КАЧЕСТВО ИЗДАНИЯ:    КАЧЕСТВО ИЗДАНИЯ: 10/10
Оценка МФ
9
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться