Google+
ZOMBIE Вселенная Mortal Kombat SOVIET ELECTRO Фрэнк Миллер
Версия для печатирецензии: «После заката»

Стивен Кинг «После заката»

фантастика * Вид книги: роман * Издательства: Эксмо * Выход: январь 2011

После заката

Сюжет

послесловии к одному из своих сборников Кинг признавался: вторым по популярности после «Откуда вы берёте идеи?» является вопрос «Пишете ли вы что-нибудь, кроме ужастиков?». Стереотипы — они везде стереотипы, хоть в США, хоть в России. «Король ужасов» между тем которое десятилетие, помимо ужастиков, пишет и научную фантастику, и фэнтези, и даже вполне реалистичные истории. Новый сборник рассказов «После заката» отлично иллюстрирует это разнообразие.

***

Два направления, представленные в «После заката», — психологическая проза без примеси какой- либо фантастики и рассказы о потустороннем. Плюс пара бонусов: простой и оттого ещё более ужасный рассказ-предупреждение «После выпускного» и «Кот из ада» — старая вещица, лет тридцать публиковавшаяся по журналам-антологиям и наконец-то попавшая в авторский сборник. По «Коту», кстати, очень хорошо видно, насколько изменился Кинг за эти годы, как ушёл от обычного хоррорного (и, скажем прямо, трэшевого) рассказика к серьёзной прозе.

Тут нужно успокоить господина Постоянного Читателя: «серьёзная» не означает «скучная». Кинг любит лихо закрученные сюжеты и безвыходные положения, умеет нагнетать напряжение, да и крепким словцом не брезгует.

Кстати, две исключительно саспенсные вещицы из сборника — «Гретель» и «Взаперти» — даже несколько проигрывают остальным. Ну вот бегала главная героиня, убегала от самой себя, попала в переделку: отдалённый коттедж, маньяк... Сколько такого смотрено-читано. За происходящим наблюдаешь с неким неприличным отстранением: «Убьют? Не убьют?». То есть героине-то Кинг сочувствует, но слишком типична схема, чтобы вместе с ним сочувствовал читатель.

Во «Взаперти» всё ровно наоборот: тут бы как раз запастись толстой кожей и небрезгливостью. Потому что Кинг, чёрт возьми, гениален — и при этом умеет мыслить ну очень особенным образом. Кому ещё пришло бы в голову поместить героя в опрокинувшийся на дверцу придорожный туалет?! И опять же: мы знаем, что выберется, куда денется, — но вот тут-то важен «процесс», и Кинг устроит вам настоящее путешествие в ад. Впечатлительным лучше этот рассказ пропустить. А тем, кто уверен в собственной толстокожести, возможно, придётся пересмотреть своё мнение.

Другие нефантастические рассказы Кинга и поменьше объёмом, и поинтереснее. В «Стоянке» Кинг исследует изнанку личности. Он уже занимался чем- то подобным в «Потаённом окне, потаённом саде», в «Тёмной половине», да и в жизни, если задуматься: ведь именно Кинг «породил» своего доппельгангера, Ричарда Бахмана. Писатель крутых боевиков, совсем некрутой в жизни преподаватель литературы ночью на пустой автомобильной площадке становится свидетелем избиения женщины. Как он поступит?

В «Немом» Кинг рассуждает о пределах, которые положены нашей морали. Серьёзная тема, как это обычно у него бывает, озвучивается с некой долей иронии. Главному герою хорошо за пятьдесят, он продавец книг, разъезжает по всему Мэну — и вдруг обнаруживает, что его жена крутит роман с другим. Которому шестьдесят!.. И просадила кучу чужих денег!.. Всё это он рассказывает случайно подобранному немому бродяге-автостопщику…

Мистические рассказы из сборника, впрочем, тоже балансируют на грани между жанровой фантастикой и просто хорошей прозой. Кинг всегда был мастером бытовых подробностей, убедительных деталек, психологической достоверности — всё это есть и в новых произведениях. Но с годами к упомянутым качествам добавились тонкий лиризм, умение писать на проблемные, серьёзные темы. Наверное, это и называют мудростью?

Здесь много рассказов о границе между жизнью и смертью. В «Уилле», в «Сне Харви», в «Нью-Йорк таймз» по специальной цене» Кинг пытается заглянуть за грань, постичь, что же такое смерть и что она значит для живых. В «Аяне» он возвращается к теме чудесного исцеления и размышляет, насколько оно связано с той или иной религией.

Ну и три шедевральных мистических произведений сборника: «Велотренажёр», «Вещи, которые остались после них», «Н.».

Кинг не раз писал о живых изображениях, о желании измениться, о взаимоотношениях между выдуманным и тем, кто выдумывает, — но в «Велотренажёре» все эти «кубики» складываются чертовски необычным образом. Есть в нём что-то от лукавой улыбки покойного Шекли.

«Н.» — повесть мрачнейшая, сделанная в традициях «Великого бога Пана» А. Мейчена и «Дерева на холме» Г.Ф. Лавкрафта. Читать на ночь не рекомендуется!

Наконец, «Вещи, которые остались после них» — мощный, горький и мудрый рассказ о следе, который оставила в сердцах трагедия 11 сентября, и, опять же, о мёртвых и живых. О тех, кто ушёл и оставил свои вещи…

Итог: Впервые я прочёл этот сборник года два назад. Перед тем как садиться за рецензию, открыл «кое-что уточнить» и в итоге перечитал снова. Думаю, это лучший комплимент книге: желание перечитывать и удовольствие, И Т О Г которое получаешь при этом.

Похожие произведения

рассказы Г.Ф. Лавкрафта

романы Джона Ирвинга

Цитата

«Память — хитрая мартышка. Иногда делает всё, о чём ты её просишь, иногда — нет».

Рассказ «Вещи, которые остались после них»

Присутствуют

Отсутствуют

  • авторское предисловие
  • комментарии к рассказам
  • мистика
  • истории о Темной башне
  • инопланетяне
  • магия
Оценка МФ
9
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться