Google+
MASS EFFECT Беседа с создателем Плоского мира ШОН БИН ЭКРАНИЗАЦИИ ФИЛИПА ДИКА
Версия для печатирецензии: «Безымянка»

Сергей Палий «Безымянка»

Постапокалиптический боевик * Вид книги: роман * Издательства: АСТ * Выход:  2011

Безымянка

Сюжет

Руины послевоенной Самары, отделённые от окружающего мира непроницаемым Рубежом. Сохранилось ли что-то за пределами города, выжившие не знают, но им хватает и внутренних проблем. Самара разделена надвое: относительно благоустроенная диктатура городского центра, или просто Город, противостоит бандитской вольнице промышленных районов — Безымянке. Шаткий мир грозит вот-вот обернуться новым побоищем. Тем временем в руках переговорщика Ориса оказывается ключ к тайне, способной изменить жизнь всего города... Вот только в какую сторону?

***

Постапокалипсис как жанр привлекает вовсе не красочным изображением промышленных руин — на них можно полюбоваться и сегодня. Гораздо интереснее то, как автор изобразит руины человеческого общества. Конечно, велик соблазн ограничиться картинами людского озверения: цивилизации не стало, идёт война всех против всех, человек человеку волк, воруй-убивай в своё удовольствие. Такого рода книги многочисленны, богаты неаппетитными подробностями и бедны всем остальным.

Изобразить сегодняшнее общество, разрушенное до основания, а затем по-новому, уж как получилось, воссозданное, — вызов для писателя не меньший, чем придумать с нуля собственный мир. В «Безымянке» автор показал город, живущий по законам, далеко не сводящимся к банальному «не верь, не бойся, не проси», и людей, которые не только выжили и более-менее обустроили быт, но и остались людьми — кто как сумел, каждый своей ценой.

«Вселенная Метро 2033» оставляет писателю много свободы: в отличие от Зоны, география и зоология которой расписаны до мелочей, здесь в распоряжении автора вся опалённая атомным огнём Россия. Можно писать о любом её уголке, и даже вообще обойтись без подземных тоннелей. Автор «Безымянки» читательский интерес к подземельям уважил, причём «достроил» несколько станций самарского метрополитена, существующих пока только в проекте. А вот бестиарий здесь свой, и если плотоядных рыболюдей можно найти во множестве вселенных, то жуткие Роли — находка уникальная.

Радиоактивная Самара Палия — это новая власть и новая свобода, новые конфликты, шкурные и идейные, новые поиски веры и спасения в мире, который не смогли спасти старые божества. Писатель рисует целую галерею ярких, достоверных персонажей — и у каждого своё прошлое, уходящее в довоенные времена, или же начавшееся уже на развалинах, свои ценности, своя правда... Как любит говорить спутница героя, провидица Ева: свой путь.

Путь — центральное для книги понятие. По устройству «Безымянка» — классическая фантастика пути, квест, пусть и ограниченный рамками одного города. Городское пространство, разделённое на области влияния, перерытое туннелями, населённое самыми разными людьми, чудовищами и чем-то средним между теми и другими, превращается в долгую-долгую дорогу. Её цель традиционна для жанра: в руках героев ключ, к которому требуется отыскать дверь, — а уж потом выяснить, что за ней и к добру ли был поиск. И они идут — мимо пиров и побоищ, мимо циников и проповедников, идут, то ли убегая от ставшего повседневным кошмара, то ли желая заполучить сокровище довоенных времён, то ли потому, что просто не могут больше оставаться на месте.

Итог: Книга не разочарует ни поклонников чисто проектного чтива, ни любителей научной и социальной фантастики посеръезнее. Уважив и каноны жанра, и принятые во вселенной законы, автор не поступился творческой свободой, создав увлекательную и самобытную историю.

Похожие произведения

Роджер Желязны «Долина проклятий»

игры серии Fallout

Слово творца

«Безымянка» — роман скорее не проектный, а авторский. Я давно хотел написать книгу про город, в котором родился и прожил четверть века. А тут вдруг представилась такая возможность: заявить о Самаре на всю страну.

Хочу искренне поблагодарить Митю Глуховского за то, что позволил мне в рамках «Вселенной Метро 2033» сказать именно то, что я хотел. И вообще, давно пора бы раздолбить стереотип, навязанный унылыми критиками: мол, все проектные книги на одно лицо. Как показывает практика, всё чаще и чаще это не так.

Сергей Палий

Цитата

— Он давно зреет в тебе, — еле слышно продолжила Ева, не разбивая тишину, а словно бы вплетая в неё свой голос. — Когда мы познакомились, я удивилась, почему не могу почувствовать твой путь. Я чувствую людей: то, к чему они стремятся, куда ведёт их скитание в нашем мире. А твоя жизненная нить вдруг оказалась для меня недоступной. И лишь намного позже я поняла — это из-за голода. В тебе живёт большое ничто, и оно жаждет, чтоб его заполнили. Ещё чуть-чуть, и это опустевшее пространство само начнёт всасывать в себя события. Если ты не сумеешь взять голод под контроль, он убьёт тебя, Орис.

Присутствуют

Отсутствуют

  • культисты космоса
  • малолетние преступники
  • плотоядные амфибии
  • культисты червя
  • нацисты
  • птеродактили
СЮЖЕТ:    СЮЖЕТ: 8/10
МИР:    МИР: 7/10
ПЕРСОНАЖИ:    ПЕРСОНАЖИ: 8/10
СТИЛЬ:    СТИЛЬ: 7/10
КАЧЕСТВО ИЗДАНИЯ:    КАЧЕСТВО ИЗДАНИЯ: 7/10
Оценка МФ
8
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться