Google+
Мир Александра Зорича: Завтра война СОВРЕМЕННИКИ. НИК ПЕРУМОВ GAMEBOOK спорт
Версия для печатирецензии: «Ананасная вода для прекрасной дамы»

Виктор Пелевин «Ананасная вода для прекрасной дамы»

Литературная фантастика, политическая сатира * Вид книги: сборник * Издательства: Эксмо * Выход:  2011

Ананасная вода для прекрасной дамы

Сюжет

Сборник новых повестей и рассказов, в котором актуальные события политической жизни и богоискательство в очередной раз образуют неразрывное эстетическое целое.

***

В последнее время у Виктора Пелевина жёсткий график. По книге в год вынь да положь, а то читатели затоскуют. На сей раз пришла пора очередного сборника повестей и рассказов, из которых до сих пор публиковалась только новелла «Тхаги». Автор еле успел к сроку: книга появилась в продаже перед самыми новогодними праздниками, так что бонусный «рождественский рассказ» «Отель хороших воплощений» пришёлся очень к месту.

Пелевин терпеть не может людей. Ну что ж, тут он в своём праве, любить вид «хомо сапиенс» действительно не за что. К счастью, не любит Виктор Олегович всех, поровну и без исключения. От автора «Ананасной воды...» достаётся на орехи советской интеллигенции и российским фээсбэшникам, гламурным философам и звероватым бандитам, игрокам на «Форексе» и служителям культа. Однако люди, сиречь читатели, почему-то не спешат отвечать писателю взаимностью. Несмотря на всю свою ядовитую, беспощадную иронию, Пелевин остаётся одним из самых востребованных «многотиражников» России. Парадокс: автор выходит на сцену, окидывает мрачным взглядом исподлобья первые ряды, смачно плюёт в зал — и срывает шквал аплодисментов. Не думаю, что это какой-то апофеоз смирения, скорее большинство аплодирующих простодушно не принимает этот эстетический акт на свой счёт. Хотя следовало бы как минимум задуматься...

В повести «Зенитные кодексы Аль-Эфесби» Пелевин проделывает небольшой литературный стриптиз, сознательно обнажая один из приёмов, на которых держится его сатира. Писатель виртуозно микширует то, что его герой называет «геополитическим» и «сущностным» языками. Обтекаемый сленг современных финансовых аналитиков, культурологов, прогрессивных философов и прочих европейских «грантоедов» он свободно переводит на русский простонародный, демонстрируя неприглядную суть, — и, напротив, вынуждает самых простодушных своих персонажей оперировать сложнейшими религиозно-философскими понятиями. Причём автор частенько меняет регистр буквально на ходу, в рамках одного абзаца, а то и одного предложения. Ирония в том, что пелевинский текст адресован сразу и простецам, и умникам — а в первую очередь тем простецам, которые тешат самолюбие, мня себя умниками. Стратегия чертовски эффективная, как показывает практика: на эту приманку ежегодно клюют сотни тысяч читателей.

Со времён ранних рассказов любимое развлечение Пелевина — объяснять возвышенное, трансцендентное посредством подчёркнуто обыденных метафор.

Семён Левитан, зашуганный московский еврей родом из Одессы, обладающий удивительным голосом, по очереди играет роль бога и дьявола, заставляя плясать под чужую дудку лидеров ведущих мировых держав («Операция «Burning Bush»). Савелий Скотенков («Зенитные кодексы Аль-Эфесби») при помощи Слова, начертанного на песке, уничтожает сотни американских беспилотных дронов и последовательно подрывает авторитет самых влиятельных фигур западных масс-медиа. В рассказе «Созерцатель тени» мистическое озарение настигает русского гида, работающего в Индии, а в «Тхагах» логово душителей, поклоняющихся древней богине Кали, скрывается под вывеской автосалона, торгующего автомобилями «Лада-Калина». Игра слов и смыслов на грани дурновкусия, — но обжигающая самоирония защищает автора от критических стрел. Высмеять пелевинского «лирического героя» беспощаднее, чем это делает сам писатель, вряд ли кому-то по силам.

Видно, кстати, что традиционную фантастику Виктор Олегович тоже почитывает, не ограничиваясь Даниилом Андреевым да Львом Толстым. И дело не только в водке «Портал», брендинг которой его герой «разрабатывал на основе произведений современных отечественных фантастов», — здесь отсылка к киевскому конвенту «Портал» вполне очевидна. А вот то, что идея нейронной сети «F.D.O.M.», управляющей беспилотными боевыми летательными аппаратами, похоже, утянута из рассказа Олега Дивова «Слабое звено», заметит уже только особо въедливый читатель. Тем более что идею эту Виктор Олегович развивает совсем по-другому и вообще решает абсолютно иные задачи.

Итог: При всей колючести и зацикленности на сравнительно узком круге тем Пелевин остается виртуозным мастером, у которого не грех поучиться подавляющему большинству наших фантастов. Легкость стиля, желчное остроумие и провокационность содержания - вот что нужно, чтобы задеть за живое самый широкий круг читателей.

Похожие произведения

Аркадий и Борис Стругацкие «За миллиард лет до конца света»

Дмитрий Быков «Списанные»

Борис Штерн «Кто там?»

Бронза за отыгрыш штаммпов

Роман Виктора Пелевина «T», вышедший в 2009 году и построенный на обыгрывании штампов, сложившихся вокруг фигуры графа Льва Толстого, в 2010 году занял третье место в ходе голосования по вручению национальной литературной премии «Большая книга».

Цитата

...Человечество уходит в завтра по сложной и малопонятной траектории, поворотов которой не может предсказать ни один социальный математик. Зато все сильны задним умом. Любая рыбоглазая англичанка с «CNBC» бойко объяснит, почему евро упал вчера вечером, но никогда не угадает, что с ним будет завтра днём, как бы её ни подмывало нагадить континентальной Европе. Вот и всё человеческое предвидение.

рассказ «Советский Реквием»

Присутствуют

Отсутствуют

  • моджахеды
  • фээсбэшники
  • махатмы
  • марсиане
  • венерианцы
  • пришельцы с Арктура
Оценка МФ
9
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться