Google+
На злобу дня. У нас это невозможно? Плагиат в фантастике МИРЫ. «ТЕРМИНАТОР» черновики лукаса эКРАНИЗАЦИИ тОЛКИНА
Версия для печатирецензии: «Хлорофилия»

Андрей Рубанов «Хлорофилия»

Социальная антиутопия * Вид книги: роман * Издательства: АСТ * Выход:  2009

Хлорофилия

Сюжет

Москва, двадцать второй век. Здесь никто ничего никому не должен, все живут на проценты с ренты, которую платят китайцы за Сибирь, а за пределами столицы вроде как и нет никого, одни варвары. Весь город зарос Травой, огромными стеблями высотой с Останкинскую башню, чья мякоть — самый безопасный и лучший наркотик в мире. Здесь работают только те, кто хочет пробиться к солнцу от влаги и темноты травяных корней, исключительно из энтузиазма или тщеславия, ведь деньги теперь есть у всех. Только процветание не длится вечно, а трава далеко не так безопасна, как всем кажется.

***

Когда писатель-реалист, сделавший себя имя на текстах, точно передающих дух эпохи, неожиданно пишет фантастический роман, это всегда вызывает интерес. Зачем? Почему? Какие вопросы невозможно решить на материале современности?

«Хлорофилия» на первый взгляд кажется очень простой. Перед нами вроде бы очередная критика общества потребления, причём всеобъемлющая. Здесь даже производители, те, кто буквально стремится занять место под солнцем, находятся в общей с травоедами атмосфере декаданса. В их жизни отсутствует смысл, как и во всей деятельности лучшего журнала Москвы «Самый-самый», где трудится главный герой.

Проблема «Хлорофилии» в том, что для сатиры она слишком серьёзная, для непосредственного моделирования нового общества — слишком условная, а для обобщения — чрезвычайно конкретная. Автор описывает общество XXII века, но все реалии, все культурные отсылки идут исключительно к началу века XXI. Герои поминают Путина, проспекты в Москве названы в честь Петросяна и Дубовицкой (вот такой незатейливый юмор), машины нашего времени — писк моды. С другой стороны, совершенно непонятно, почему за пределами столицы оставшееся население России вдруг срочно деградировало до родоплеменного строя и охотится на лосей. Складывается впечатление, что время действия выбрано исключительно для эффектного сравнения с ранним творчеством братьев Стругацких, на что в тексте «Хлорофилии» есть прямая отсылка («небо, ветер, полдень, XXII век»).

Несмотря на фантазию, отточенный стиль, невероятную афористичность текста, «Хлорофилия» была бы заурядным произведением, когда бы не главная и самая странная выдумка автора — Трава. Чрезвычайно ёмкий образ, который можно трактовать как предельно конкретно (здесь так и напрашивается параллель: жители XXII века сидят на «траве», жители XXI — на нефти), так и максимально обобщённо. И именно этот образ даёт ответ, зачем понадобился Рубанову фантастический антураж. Трава из диковины и наркотика по ходу сюжета становится символом искушения, которое несет любое изобилие, она перерождает людей, «расчеловечивает», но новые homo fl orus (как показывают дальнейшие события) оказываются даже лучше прежних сапиенсов. Фактическое превращение людей из хищников, активно переделывающих мир под себя, в растения, питающие ся светом и водой, в часть естественного природного круговорота, завершает цикл. Высшая точка развития человечества, когда все счастливы, богаты и удовлетворены физически, фактический рай на земле, где нет горя, приводит людей обратно в царство природы, в состояние окончательной гармонии с самим собой и окружающим миром.

Итог: Трава - символ того, что человек по сути чужд счастью, что развитие - антоним гармонии, а любое воплощение утопии на Земле будет означать конец человечества, чей жизненный кодекс формировался под воздействием бесконечной гонки на выживание. Естественно, Рубанову такое заключение не по душе, но по итогам дилогии («Хлорофилия» и «Живая земля») он все-таки приходит к выводу, что любой финал будет означать для человечества конец в той форме, в которой оно существует.

Похожие произведения

Аркадий и Борис Стругацкие «Хищные вещи века»

Бен Элтон «Слепая вера»

Цитата

Почему вызываемое пожиранием мякоти эйфорическое состояние не отягощено побочными эффектами? Ведь человек не создан для вечной эйфории. Эйфория ослабляет волю к сопротивлению. Человеку требуются горе, гнев, страх, отчаяние, боль, голод. Отрицательные эмоции совершенствуют род людской, адаптируют, закаляют. Так утверждала наука, и с ней не спорили — до того дня, пока зелёные побеги не полезли из московской земли.

Присутствуют

Отсутствуют

  • Небоскребы
  • Наркотики
  • Журналисты
  • Виртуальная реальность
  • Семена травы
  • Американцы
СЮЖЕТ:    СЮЖЕТ: 8/10
МИР:    МИР: 9/10
ПЕРСОНАЖИ:    ПЕРСОНАЖИ: 7/10
СТИЛЬ:    СТИЛЬ: 9/10
КАЧЕСТВО ИЗДАНИЯ:    КАЧЕСТВО ИЗДАНИЯ: 8/10
Оценка МФ
8
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться