Google+
Симбионты спорт кАМША ЭПИК
Версия для печатирецензии: «Тёмный мир»

Ирина Андронати, Андрей Лазарчук «Тёмный мир»

Городское фэнтези * Вид книги: роман * Издательства: Азбука-классика, КоЛибри * Выход:  2010

Тёмный мир

Сюжет

Студенты из Питера, отправившиеся на летнюю практику в Карелию, натыкаются на древнее захоронение, где с незапамятных времен хранится магический щит. В артефакте заключена душа то ли тёмного мага, то ли злобного духа, несколько тысячелетий назад едва не разрушившего наш мир. Главным героям, Марине и Косте, приходится сойтись на поле битвы с наследником колдуна и совершить путешествие в потусторонний мир.

***

Как относиться к новеллизациям? Вопрос далеко не праздный. Рынок буквально переполнен книжками, написанными по фильмам, настольным и компьютерным играм, даже по музыкальным клипам. Многие из этих текстов выходят такими тиражами, которые фантастам, работающим «по старинке», и не снились, а среди их читателей полно тех, кто к фантастике как таковой относится, мягко говоря, без восторга. Ну и как же нам быть с этим явлением? Воспринимать новеллизации как необязательное приложение к фильму или игре? Сличать каждый роман с первоисточником, выискивая малейшие расхождения? Заслуживают ли вообще такие тексты внимания просвещённого читателя?.. Существует бессчётное множество мнений на этот счёт. Остановимся на том, что проза есть проза, и читателю глубоко фиолетово, что легло в основу истории — фильм, игра или реальный случай из жизни. А значит, и оценивать такие вещи следует по общелитературной шкале. Если книга не удалась — что ж, писатель сам себе злобный Буратино. Зато и лавры все его, новеллизатора, а не режиссёра или игродела. Вот так, по-честному, без соплей. Читатель может вообще не смотреть кино и не играть в игрушки, а книга вот она, перед глазами — от неё и будем плясать, как от печки.

...Археологи восстанавливают облик сгинувших цивилизаций по оставленным ими следам материальной культуры, как внешность давно почивших государей по лицевым костям черепа. Но и их коллеги, антропологи и фольклористы, делают не менее важное — и рискованное — дело. Они пытаются подобрать ключик к коллективному бессознательному вполне здравствующих, а порой и процветающих культур — а там, в бессознательном, обитают такие чудовища, что схарчат незадачливого исследователя с потрохами, не успеешь пискнуть «Мамочки!». Дёргать этих монстров за усы так же опасно, как и читать вслух древнеегипетские тексты над свежевскрытой усыпальницей в Долине царей. Обитатели горного кишлака или деревни, затерянной в амазонских джунглях, могут давным-давно позабыть, что вызвало к жизни законы и табу, которым они неукоснительно следуют, но культура всё помнит и ничего не прощает. И ещё неизвестно, что хуже для докучливого чужака: вызвать «защитную реакцию организма» и быть извергнутым или стать частью чуждого, непонятного, неизвестно для чего предназначенного механизма, как происходит с героями «Тёмного мира». Молодые фольклористы и историки из Питера, отправившиеся на летнюю практику в одну из деревень Карелии, становятся участниками чужой битвы. Древний колдун, сын великого шамана, едва не разрушившего мир, против ведьм, стоящих на страже вселенской гармонии, — просто какой-то «Властелин Колец» в переводе на язык «Калевалы»! По крайней мере, именно так интерпретировало случившееся сознание главных героев, — авторы неспроста оговариваются, что один из этих ребят, Костя, служил в «горячей точке», а его подруга Марина увлекалась ролевыми играми. Выражение «врёт как очевидец» возникло не на пустом месте: сталкиваясь с непостижимым, все мы склонны подгонять реальность под привычные шаблоны. Что там происходило на самом деле, мы можем только догадываться, — но, похоже, что-то гораздо более тёмное, глубинное, мрачное...

Композиционно «Тёмный мир» отчетливо распадается на две неравные части. Первая треть романа сделана в манере раннего Лазарчука: атмосферно, выразительно, детально, со множеством полунамёков и скрытых аллюзий. Странные сны, мягко просачивающиеся в реальность, уродливые тени на стенах, глухие шорохи, от которых бросает в дрожь... Но потом эта тонкая ниточка рвётся, и начинается картон. Убогие диалоги, словно позаимствованные со страниц комиксов, дешёвая метафизика в духе газеты «Аномальные новости», плоские, одномерные, невыразительные персонажи... Даже демонические личности вроде Шарпа, пособника главного злодея, вдруг перешедшего на сторону Сил Света, теряют всю свою загадочность. Причём происходит это чудесное превращение как раз в тот момент, когда герой-повествователь заявляет: «То, что я расскажу дальше, взято целиком из тех записей. В голове моей сейчас ничего такого нет... Как будто вспоминаешь полузабытое кино или чьи-то рассказы. Не хочу я этого писать, неприятно, мерзко до липкости, но и обойти не могу». Выводы делайте сами, если возникнет желание.

Итог: Трудно спорить с теми, кто утверждает, что ни одно художественное явление нельзя рассматривать вне контекста. Так какое же место «Темный мир» занимает в творчестве Лазарчука и Андромати? К сожалению, здесь былые заслуги Андрея Геннадиевича играют против него.Тяжело быть «Автором с биографией»: то, что для какого-нибудь молодого фантаста стало бы пропуском в высшую лигу, в данном случае приходится классифицировать как неудачу. Не столь провальную, как, к примеру, «Жара», но для писателя такого масштаба вполне ощутимую.

Похожие произведения

Александр Щёголев «Жесть»

Андрей Лазарчук «Параграф 78»

Это Интересно

Новый роман Лазарчука и Андронати основан на сценарии полнометражного фильма «Тёмный мир (К западу от солнца)», который написали Алексей Сидоров и Александр Дорбинян. Режиссёром фильма, вышедшего на большие экраны в октябре 2010 года, стал Антон Мегердичев, при создании картины использована 3D-технология.

Цитата

Зло и ужас расползались кругами от нового сейда, как низовой пожар по сухой тайге. Тогда собрались нойды всех народов — финни, бьярми, кеми, аккаля, саамов, карел, хельви — и стали решать, что делать. Много дней спорили, камлали, просили совета у предков, снова спорили. Духи предков смятены были. Наконец встал молодой нойда, молодой, но сильный, нойда-нойтлохон по имени Ылто Валло, сын волчицы, из народа хельви, и сказал — будет биться с чужим духом, и победит его.

Присутствуют

Отсутствуют

  • Ведьмы
  • Древние народы
  • Волки-оборотни
  • Космонавты
  • Сталкеры
  • Черносотенцы
СЮЖЕТ:    СЮЖЕТ: 7/10
МИР:    МИР: 6/10
ПЕРСОНАЖИ:    ПЕРСОНАЖИ: 6/10
СТИЛЬ:    СТИЛЬ: 4/10
КАЧЕСТВО ИЗДАНИЯ:    КАЧЕСТВО ИЗДАНИЯ: 6/10
Оценка МФ
6
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться