Google+
ЕСЛИ БЫ. ВАРИАНТЫ КОНЦА СВЕТА Григорий Распутин Арнольд Бестиарий Булычёва: Космозо
Версия для печатирецензии: «Второго шанса не будет. Книга 1. Когда ...

Сурен Цормудян «Второго шанса не будет. Книга 1. Когда завидуют мёртвым»

фэнтези * Вид книги: роман * Издательства: Эксмо * Выход: сентябрь 2010

Сурен Цормудян «Второго шанса не будет. Книга 2. Ад уже здесь»

фантастика * Вид книги: роман * Издательства: Эксмо * Выход: октябрь 2010

Второго шанса не будет

Сюжет

После Третьей мировой войны остатки людей гибнут от болезней и радиации, клыков животных-мутантов и рук сородичей-людей. По проклятой всеми богами планете движется луноход. Из-под Калуги, через разрушенную Москву, и дальше — за Уральский хребет, через Сибирь на Аляску. Туда, где до сих пор действует последняя игрушка погибшей цивилизации — центр климатического оружия. Если его не уничтожить — у человечества второго шанса не будет.

***

Апокалипсис в романе Сурена Цормудяна неоригинален. Третья мировая война, обмен ядерными ударами между Россией и США, общеизвестные результаты: изменение климата и вымирание человечества. Вроде о чём тут ещё писать? Но скажите, а вот вы можете вспомнить, когда за последнее время постапокалиптический роман не просто развлекал, был не только остросюжетным боевиком на фоне гибели мира, а всерьёз заставлял задуматься о том, что же мы творим прямо сейчас?

«Второго шанса не будет» — не приключенческий роман, хотя в нём есть длинное-длинное путешествие, во время которого герои посетят множество непривычных и странных мест. Не боевик, хотя перестрелок, сражений и прочих «жанровых» элементов полно. Не ужастик, хотя местами проби- рает до глубины души. «Второго шанса не будет» — роман-предупреждение, текст, главная задача которого не столько развлечь читателя, сколько заставить его прочувствовать последствия того, что делает человечество. Именно прочувствовать, мысль придёт позднее. Этой цели служит и примитивный квестовый сюжет типа «ради спасения мира из точки А идёт команда в точку Б». И ради этой цели в текст, в уста героев вложены рассуждения автора на самые разные темы — от ценности человеческой жизни до фашизма, от социальной справедливости до экологии.

Несмотря на то, что к цели отправлялась целая команда, главный герой один. Николай, молодой человек, выросший уже после ядерной войны, выбран на эту роль не случайно. Он не помнит, что было прежде, а потому воспринимает окружающее не так, как представители старшего поколения. Поначалу он полон иллюзий, полон веры в людей, веры в лучшее, но за время путешествия его взгляд на мир изменится. Цормудяну отлично удалась демонстрация перемен психологии Николая. Причём нельзя сказать, в лучшую или худшую сторону, — в книге вообще нет подобных оценок. Автор не оправдывает жестокость, не стремится выдать чёрное за белое или наоборот. Вместо этого он сталкивает Николая лицом к лицу с разными людьми, нормальными и не очень. Но чаще всего герой схлёстывается с Людоедом, вторым ключевым персонажем. Людоед не просто пережил ядерную войну, он в ней участвовал. Бывший военный, он чётко осознаёт каждый свой поступок, каждый свой шаг, в то время как Николай не понимает ни себя, не других. Там, где Николай колеблется, Людоед без зазрения совести убивает. Но Цормудян на этих двоих не остановился и для большего контраста вводит ещё одного военного — бывшего пилота Варяга. Суровый, но старающийся жить по законам чести российского офицера Варяг и брутальный Людоед представляют собой две стороны одной медали. Оба исподволь учат Николая, учат своим примером, своими поступками. И финальный выбор, который делает герой, — это результат долгого пути рядом с ними обоими.

Каждая остановка команды — отдельный эпизод с собственным моральным уроком. Надеждинск и его выживание в условиях ядерной зимы. Москва, с её морлоками в метро, пси-волками, разрушающими человеческую психику, и бессмысленными войнами между группировками. Мирный посёлок людоедов. Военная лаборатория, где ради создания нового оружия проводили эксперименты над живыми существами. Сибирь с витком столкновения неофашизма с неосталинизмом, только под другими именами. Извечные и совершенно бессмысленные страхи русских и американцев на Аляске, которые Цормудян донельзя гипертрофирует. И многое, многое другое.

Общими же темами через весь роман проходят ответственность человечества перед всей планетой и взаимопонимание между разными культурами. Мистическая линия видений Николая, когда сама Земля персонифицируется, а уничтожение климатической установки выходит на уровень мирового противостояния чуть ли не вселенских Добра и Зла, заставляет воспринимать роман чуть ли не как притчу. И здесь уже не важно, галлюцинации у Николая или у него включились скрытые способности. Автор ставит вопрос ребром: а достойно ли человечество вообще жить на Земле? Может быть, война и последующее вырождение — это именно то, что люди заслужили, разрушая природу, тратя время на свары и накопление арсеналов?

Описанная Суреном Цормудяном картина страшна. Страшна своей честностью. Страшна тем, что всё, показанное в романе, легко может произойти уже сегодня или завтра. Пофигизм, равнодушие, зацикленность на себе — всё это вокруг нас, здесь и сейчас. Продажность чиновников и военных, конфликты на почве религий и национальностей мы видим в газетах каждый день. А Цормудян «всего лишь» экстраполирует текущую ситуацию в достаточно ближайшее будущее. А самое страшное — никто не осознаёт, что второго шанса на самом деле не будет.

Итог: Мощный роман, выбивающий землю из-под ног и заставляющий мозг работать на полную катушку.

Похожие произведения

отчасти — романы вселенной «Метро 2033»

отчасти — Кормак Маккарти «Дорога»

Слово издателя

«Это отличная книга. Когда такая книга попадает тебе в руки, волей-неволей изумляешься: а куда вообще смотре- ли другие издатели? Мы очень рады представившейся нам счастливой возможности поработать с таким замечательным автором. Лично я очень жду его следующую книгу» (Александр Жикаренцев, директор издательства «Домино», составитель серии «Апокалиптика»).

Цитата

— Лучше скажи, что ты там за сцену лириче- скую устроил с этой девкой? — недовольно провор- чал Николай.

— Каждый видит то, что хочет. У тебя с лирикой точно проблемы в голове.— Илья усмех- нулся.— Я просто вдохнул в несчастную желание жить. Вот и всё.

— А зачем? С твоим-то цинизмом это нелогично.

— Вхолостую работать не люблю. Мы ей жизнь спасли, а она жить не хочет. Неправильно это. А тебе, блаженный, надо не за чужим поведе- нием следить, а с самим собой разобраться. То ты сопли распускаешь по поводу и без. То бесишься на пустом месте. Такие заскоки, знаешь ли...

Разговор Николая с Людоедом

Присутствуют

Отсутствуют

  • Метро
  • Сталкеры
  • Мутанты
  • Счастливый финал
  • Однозначные решения
  • Юмор
СЮЖЕТ:    СЮЖЕТ: 7/10
МИР:    МИР: 10/10
ПЕРСОНАЖИ:    ПЕРСОНАЖИ: 9/10
СТИЛЬ:    СТИЛЬ: 7/10
КАЧЕСТВО ИЗДАНИЯ:    КАЧЕСТВО ИЗДАНИЯ: 6/10
Оценка МФ
8
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться