Google+
МИРЫ. BATTLETECH Железный человек Световой меч Симбионты
Версия для печатирецензии: «2048. Деталь А», «2048. Деталь Б»

Мерси Шелли «2048. Деталь А»

Посткиберпанк с элементами боевика * Вид книги: роман * Издательства: Вече, Снежный Ком М * Выход: август 2010

Мерси Шелли «2048. Деталь Б»

фэнтези * Вид книги: роман * Издательства: Эксмо * Выход: октябрь 2010

2048. Деталь А, Деталь Б

Сюжет

В мире будущего в тесный клубок сплелись самые разные технологии: информационные и гуманитарные, нано- и био-. Посреди океана вырастают новые материки, искусственный интеллект изучает гороскопы и служит душеприказчиком, экотеррористы распространяют смертельные вирусы, а простые обыватели смотрят собранные на конвейере сны. Можно ли управлять миром, развивающимся столь бурно и хаотично? Или, по крайней мере, предсказать, по какому пути двинется человечество — если оно раскололось на бесчисленное множество групп с разными целями, убеждениями и интересами?

***

Киберпанковское движение, главным идеологом которого считается Брюс Стерлинг, а знаменосцем —Уильям Гибсон, окончательно оформилось к 1984 году, а уже в 1988-м приказало долго жить. Произведения, выходившие под этим лейблом позже, либо принадлежат к посткиберпанку (к примеру, «Алмазный век» Нила Стивенсона), либо — гораздо чаще — являются откровенными подделками с использованием некоторых элементов внешнего антуража. Сами «рулевые киберпанка» работают сегодня в других жанрах, с ностальгией вспоминая былые деньки. Киберпанк мёртв, и это неоспоримый медицинский факт.

Что, однако, не мешает и англо-американским, и отечественным экспериментаторам в изобилии сочинять то, что сами они полагают киберпанковской прозой. Справедливости ради замечу, что первая глава романа «2048» популярного онлайн-журналиста Лёхи Андреева, выступающего также под многозначительным псевдонимом Мерси Шелли, появилась в журнале «Internet» еще в 2000 году, а последние правки, если верить авторскому сайту, были внесены в 2005-м. Так что эта книга не создавалась «на злобу дня», а просто безобразно долго ждала настоящей, «бумажной» публикации. Между тем, если в наших палестинах кто-то и может потягаться с подлинными киберпанками, то это именно Андреев-Шелли. Не с Гибсоном, конечно, тот чересчур сильный стилист, но с Брюсом Стерлингом — запросто. Ради такого мысленного эксперимента можно даже закрыть глаза на неизбежную вторичность «2048».

Отечественные писатели-фантасты, всерьёз пытающиеся заглянуть в будущее, как правило, рисуют мир, в котором гипертрофировано развита одна из ветвей современной технологии. Например, описывают Землю, заполненную суперкомпьютерами с неограниченным выходом в «вирт», или предлагают версию реальности, где пилотируемая космонавтика достигла небывалых успехов, пыльные тропинки далёких планет давным-давно истоптаны сапогами первопроходцев, а марсианскими яблоками завалены все совхозные рынки. Но в остальном мир в таких книгах остаётся неизменным: те же социальные институты, те же нормы морали, та же иерархия ценностей... Роман Мерси Шелли «2048» отличается от этих сочинений комплексным подходом — так же, как «Нейромант» Гибсона от «Марсианки Подкейн» Хайнлайна. ВПК, экономика, сфера энергетики, информационные технологии, биотехнологии, религиозные культы, передовые психотехники — Андреев, кажется, затронул все важнейшие болевые точки современной цивилизации и прочно увязал воедино прогресс в самых разных областях человеческой деятельности. Автор рассказывает историю трёх ярких представителей общества будущего: сценариста управляемых снов-«дремлей», бывшего хирурга, переквалифицировавшегося в «уличные самураи» и дамы лёгкого поведения, вступившей в тайное общество, которое занимается прогностикой на высочайшем технологическом уровне. На первый взгляд, у каждого из них свой, сугубо индивидуальный квест. Сценарист увидел дремль без необходимой аппаратуры и пытается разобраться, как такое возможно. Разбойник с большой дороги должен «хакнуть» кладбище, охраняемое мощными ИскИнами. Девушка попросту сдаёт очередной экзамен. Но не надо обладать вычислительными способностями суперкомпьютера, чтобы понять: со временем пути героев пересекутся — тут-то и начнётся самое интересное...

В общем, чего-чего, а заинтриговать читателя автор умеет. Кроме того, трёхсоставная структура романа позволяет ему решить ещё одну непростую задачу: Андреев не столько рассказывает об устройстве общества будущего, сколько показывает его с разных точек зрения. Работа идёт не только на уровне сцен и эпизодов: Мерси Шелли, безусловно, чуток к слову — иногда ему достаточно одного неологизма, чтобы дать представление об эволюции какой-то отрасли или целого государства. Например, термины «свят-наз» и «свят-арт» чётко показывают, каким автор видит будущее России. Правда, местами слог Андреева чересчур кучеряв: не сразу понимаешь, то ли это писатель напортачил, то ли новояз, на котором мыслят герои, придает привычным словам новые значения. «Потанцуешь с такой громадиной! — рассуждает одна из героинь романа. — Всё время стоять на цыпочках, пока он и их не отдавит...». Бедные отдавленные цыпочки! Мелкая шероховатость, вполне простительная для сетевого журналиста: html не бумага, любой баг при желании исправляется «в два клика». Но кому много дано, с того много спросится...

В аннотации к этому роману сказано, что предыдущая книга Мерси Шелли «стала культовой среди любителей киберпанка и футурологии». Это, конечно, художественное преувеличение. Про «любителей футурологии» не скажу, а вот поклонники литературного киберпанка куда чаще вспоминают «Лабиринт отражений» и «Сердца и моторы». Но роман «2048», на мой взгляд, действительно мог бы претендовать на многое — будь он издан в одном томе и более массовым тиражом.

Итог: Имитация классического киберпанка, но куда более тщательная, чем у Лукьяненко и Васильева.

Похожие произведения

Александр Тюрин, цикл «Космика»

Линор Горалик, Сергей Кузнецов «Нет»

Об Авторе

Автор этой книги известен не столько в качестве писателя, сколько в роли Интернет-журналиста. В разные годы Андреев работал главным редактором порталов «Медновости.ру», «Медмедиа», «Ева.ру», электронного журнала «Вебпланета», заместителем главного редактора информационного агентства «Нетоскоп», был удостоен премий BOBS'2004 (за лучший русскоязычный блог), «Тенета», «Ротор» и многих других престижных сетевых наград.

Цитата

Если человек принципиально живёт без особого смысла... Ну да, было бы вполне естественно, если бы в жизни такого человека наконец начали происходить события, лишённые смысла. И как он раньше не подумал об этом? Ведущий сценарист «Дремлин Студиос» тихонько свихнулся от собственной интеллектуальной свободы, а теперь зачем-то ищет осмысленное объяснение своему бреду...

Присутствуют

Отсутствуют

  • биотехнологии
  • информационные технологии
  • гуманитарные технологии
  • безмозглый экшен
  • магия
  • инопланетяне
СЮЖЕТ:    СЮЖЕТ: 9/10
МИР:    МИР: 10/10
ПЕРСОНАЖИ:    ПЕРСОНАЖИ: 9/10
СТИЛЬ:    СТИЛЬ: 8/10
КАЧЕСТВО ИЗДАНИЯ:    КАЧЕСТВО ИЗДАНИЯ: 8/10
Оценка МФ
9
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться