Google+
Одинаковые мифы разных народов Хоббит СОВРЕМЕННИКИ. ДЖОРДЖ А. РОМЕРО 100 лучших книг
Версия для печатирецензии: Final Fantasy XIII

Final Fantasy XIII

Тип игры: Японская ролевая игра

Возрастной рейтинг: 16+ (для лиц старше 16 лет)

Жанр: Научно-фантастический боевик

Разработчик: Square Enix

Издатель в России: Новый диск

Цикл: Final Fantasy

Бесконечный бег

Похожие произведения

серия игр Soul Blazer

аниме Escaflowne: The Movie (2000)

Каждая игра серии Final Fantasy — эпическая драма в самом строгом смысле этих слов. Запустив её, вы попадаете в фантастический мир, стоящий на грани страшных потрясений, о которых его жители потом будут слагать Илиады и Махабхараты. Под вашим управлением оказываются Ахиллесы и Одиссеи, Арджуны и Карны этого мира — те, чьими руками он вот-вот будет изменён навсегда. Именно они, их личные черты и жизненные трагедии составляют основное содержание любой из частей серии, за вычетом разве что самых ранних. Поэтому относить эти игры к ролевым можно только формально: в отличие от Fallout или Dragon Age: Origins, игрок здесь не получает аватара, которого сможет развивать, как пожелает, поворачивая сюжет в ту или иную сторону. Вы здесь зритель, а не участник, и, хотя джойстик в ваших руках, служит он лишь для того, чтобы направлять героев по предначертанному им пути.

Тринадцатая часть доводит этот принцип до предела: перед нами уже почти не игра, а интерактивное кино. Львиная доля игрового процесса выглядит так: группа бежит по длинному коридору с чудовищами. Он изгибается и петляет, иногда встречаются ответвления, заканчивающиеся тупиками с сокровищами, но развилок не бывает никогда. Каждые три-четыре минуты вы добираетесь до очередного события — заблудиться или пройти мимо невозможно, но на всякий случай они заботливо подсвечены на карте: «Внимание, здесь будет сцена». Игрок в буквальном смысле бежит по сюжетной линии от одной перипетии к другой. Больше всего это похоже на американские горки: вы с бешеной скоростью летите вперёд, делая петли и захватывающие дух крутые повороты, но с рельс не можете сойти ни на сантиметр.

Многие фанаты прошлых частей почувствуют себя ограбленными. Мини-игры с призами? Увы, но по местному аналогу «Золотого блюдца» вы проноситесь, не сбавляя скорости, и больше туда не возвращаетесь. В этот момент чувствуешь себя туристом из старого анекдота, который, услышав от экскурсовода «Сейчас мы проезжаем мимо знаменитого кабаре Мулен Руж», возмущённо закричал: «А почему мимо?». Секретные персонажи со своими побочными сюжетными линиями? Не ищите, их нет. Краса и гордость жанра, обязательный воздушный корабль, позволяющий облететь весь мир, разглядев из-под облаков его тайные уголки? Герои разбивают его, едва обнаружив. Поездка верхом на фирменной жёлтой птичке чокобо? Это есть: ближе к концу вы выбираетесь-таки из бесконечного коридора на сравнительно просторную равнину, где можно выполнять побочные квесты и, если немного постараться, оседлать пернатого друга. За этими квестами можно провести не один час — а можно, не задерживаясь, нырнуть в очередной коридор и уже больше не сходить с рельс до самого финального ролика. Добыча особой экипировки? Присутствует, но пригодится она вам только в упомянутой выше песочнице с побочными квестами: игру без особого труда можно пройти, не сменив выданного в начале оружия, ни разу не воспользовавшись системой усовершенствования вещей, и даже — хотите верьте, хотите нет, — ни разу не воспользовавшись магазином.

Это интересно

В Square Enix завели моду выпускать под знаком одной части целые циклы игр, и не только их. Final Fantasy XIII должна стать трилогией: параллельно со ней ещё с 2003 года идёт разработка Final Fantasy Versus XIII и Final Fantasy Agito XIII. Объединённые единым миром, но не сюжетом, игры образуют цикл Fabula Nova Crystallis Final Fantasy XIII.

Оправдано ли такое нарушение всех канонов? Не боясь обвинений в ереси, ответим: да. Этой ценой тринадцатая часть сумела с невиданным раньше блеском исполнить главный канон: дать мощную, берущую в плен и не отпускающую все пятьдесят часов игры историю. Скажите честно: вы бы хотели, чтобы во время поездки по американским горкам ваша тележка сумела-таки сойти с рельс? А как вам перспектива остановиться между двумя мёртвыми петлями, перекусить, найти десять болтов для колёс и поиграть в автоматы? Это может быть занятно — именно так устроены игры, которые принесли серии славу, — но удовольствие от самой поездки окажется стёрто. Новая часть устроена иначе: здесь вы погружены в сюжет, а всё, что могло бы отвлечь вас, выброшено или до предела обточено. Система развития персонажей прямолинейна, почти рудиментарна. Параметров у героев всего три: сила, магия и хиты. Скачки в боевой режим и обратно мгновенны, а сами сражения, быстрые и яростные, заканчиваются секунд за двадцать. В случае победы хиты восстанавливаются автоматически, а в случае поражения вам предложат не загрузить сохранёнку, а тут же переиграть неудачный бой. Не менее безжалостно отсекли всё второстепенное и от игрового мира. Вы не встретите здесь ни муглов и прочих забавных зверюшек, ни шутейных монстров вроде кактуаров, тонберри или маленьких домиков. У ваших героев нет времени, чтобы отдохнуть, расслабиться и посмеяться, — не будет его и у вас. Этими жестокими мерами разработчики добились главного: напряжение не ослабевает ни на минуту, игру не хочется бросать, пока не покраснеют глаза, а джойстик сам не выпадет из рук.

Что же это за история? Постараемся рассказать о ней, не раскрывая важных тайн. Для игрока она начинается резко и внезапно, безо всяких пояснений, с кровавого побоища, устроенного солдатами в большом городе. Мрачная девушка, похожая на потерянную сестру Клауда или Скволла из прошлых частей, бежит по развалинам, отбиваясь от солдат, к парящей над руинами исполинской фигуре. Группа молодых людей пытается организовать гражданское сопротивление мародёрам. Из отрывочных разговоров постепенно начинает вырисовываться картина мира, состоящего из двух воюющих частей: исполинского Кокона с многомиллионным населением и простирающейся под ним равнины Гранд-Пульса. Оба мира населены людьми и фал’Си — опекающими их полубожественными существами. После давней войны фал’Си Кокона заделали пробоину в нём, взяв материал с поверхности Пульса, но не заметив притаившегося среди камней враждебного сородича. Теперь, много веков спустя, существо проснулось. И жители Кокона, хуже чумы боящиеся и ненавидящие всё, связанное с Пульсом, потребовали от правительства уничтожить весь город. Резня не помогла предотвратить того, чего боялись люди: фал’Си Пульса клеймило нескольких горожан, превратив их в л’Си — своих слуг, наделённых магическими силами. Вчерашние горожане оказываются в ловушке. Если они не выполнят свой Фокус — задание, полученное от фал’Си, — то превратятся в омерзительных зомби из распухшего мяса и кристаллов. В чём заключается Фокус, они не знают, но, похоже, от них хотят, чтобы они разрушили Кокон. Впрочем, юноша, в мирной жизни защищавший город от монстров с Пульса, уверен: Кокону угрожает опасность, которую они должны отвести. Но, даже если л’Си поймут и исполнят свой Фокус, единственная их награда — вечный сон в кристальной глыбе. Они обречены при любом исходе, и им некуда бежать. А бежать надо: заражённые Пульсом, они стали врагами всего Кокона, и на них объявлена охота. Герои бегут — а с ними бежим и мы.

Настолько трагичной и беспросветной Final Fantasy ещё не бывала. Помните запавшую в душу многим гибель сами-знаете-кого в седьмой части? Здесь уже в завязке умирает сестра одного из героев, она же невеста другого. Её кристаллическая смерть задаёт тон всему повествованию, персонажи которого гибнут часто и жестоко, причём подчас от собственной руки. Враг сжимает кольцо, л’Си мечутся, силясь отгадать, в чём их Фокус и как его исполнить. Они ищут поддержку, а находят или предательство, или, что ещё хуже, запустение — вместо гостеприимного посёлка их встречает засыпанный кристаллической пылью город-призрак с бродящими по улицам изуродованными зомби, а вместо поддержки — засада. Даже квесты вам дают не люди, а ставшие кристаллами мертвецы, хранящие щемяще горькие воспоминания. Мир разваливается на куски, но среди хаоса обречённые герои поднимаются на ноги. И из предельного отчаяния рождается надежда, а из боли и горя — сила своими руками совершить чудо.

Итог: Аристотель учил, что цель трагедии — катарсис, то есть очищение, которое зритель переживает, пройдя с героями через страдания и страх. Мы думаем, философ одобрил бы эту игру: за тот катарсис, который приносит её горький, точёный, без единой фальшивой ноты сюжет, ей можно простить попрание жанровых традиций.

Бои идут в реальном времени. Напрямую вы контролируете только лидера партии, а остальным двум отдаёте общие указания: лечи, атакуй, защищай...

В качестве оружия суровая Молния использует складные ганблейды, причём одна из моделей называется — бальзам на раны фанатов — Leonheart.

Не обошлось без вызываемых хранителей. Один, Шива, Багамут, Александр могут сражаться на стороне героев, а могут прокатить их на спине.

Цитата

«Когда молитвы превращаются в клятвы, даже Судьба не может встать у них на пути»

(Эрба Юн Фэнг)

Присутствуют

Отсутствуют

  • Чокобо
  • Сид
  • Багамут
  • Мини-игры
  • Муглы
  • Карта мира
СЮЖЕТ:    СЮЖЕТ: 10/10
ИГРАБЕЛЬНОСТЬ:    ИГРАБЕЛЬНОСТЬ: 8/10
ГРАФИКА:    ГРАФИКА: 10/10
ЗВУК:    ЗВУК: 10/10
Оценка МФ
10
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться