Google+
Космические пираты Терминаторы NIGHTWISH SFX
Версия для печатирецензии: «Вампиры: Опасные связи»

Лорел Гамильтон, Энн Райс «Вампиры: Опасные связи»

мистика * Вид книги: роман * Издательства: Азбука-классика * Выход: ноябрь 2009

Вампиры женским взглядом

Банально, но факт: с тридцатых годов прошлого века слово «вампир» фактически стало синонимом литературы ужасов. Мы говорим «хоррор» — подразумеваем Дракулу и его бесчисленных клонов. Нет, пожалуй, ни одного более-менее успешного автора ужастиков, хоть раз в жизни не коснувшегося вампирской темы. При этом лучше всего Детей Ночи понимают, как ни странно, представительницы прекрасного пола. Статистика не врёт: подавляющее большинство писателей, добившихся успеха благодаря историям о вампирах, — женщины. Энн Райс. Лорел Гамильтон. Таня Хафф. Челси Куин Ярбро... Не говоря уж о Стефани Майер, породившей нынешнюю волну вампиромании, захлестнувшую, в том числе, и Россию. Впрочем, в 2001 году, когда известный британский редактор Стивен Джонс готовил к выпуску антологию The Mammoth Book of Vampire Stories by Women, никто не мог предсказать, какой феноменальный успех ждёт цикл «Сумерки». Зато остальные «королевы ужасов», за исключением Гамильтон, мимо столь масштабного проекта пройти не смогли.

Но составителя интересуют не только и не столько «звёздные» имена. Надо признать, Стивен Джонс подошёл к своей задаче с завидной изобретательностью. Он не только привлёк к сотрудничеству профессиональных фантастов (Элизабет Хэнд, Нэнси Коллинз, Лизу Таттл, Танит Ли, Элен Кашнер, Джейн Йолен и многих других), но и прошёлся по закромам авторов XIX — начала 20 века, а также сумел заполучить по рассказу от актрисы Ингрид Питт, игравшей во многих фильмах про вампиров (ей принадлежит новелла «Хисако-сан»), и «фетиш-модели, энтузиастки садо-мазо» Кристы Фауст («Нож за голенищем»). Увы, близость к хоррор-тусовке ещё не гарантирует блестящее владение пером — это, к сожалению, именно наш случай. Питт и Фауст, возможно, и являются серьёзными величинами в своих профессиональных областях, но литературным талантом эти дамы наделены в довольно скромной степени...

Слово автора

Из года в год мне приходится прочитывать сотни рассказов, и меня очень расстраивает, что многие из них в основе своей обыденны. Возможно, ни один другой жанр не даёт автору такого простора для воображения, такого удовольствия от творчества, как хоррор. Однако в том, что по большей части попадает мне в руки, особого смысла нет — так, происшествие или случай, но никак не полноценная история, в которой происходят какие-то события и развиваются персонажи. То же касается и издателей, которые не представляют, как донести свои книги до ценителей ужасов, — и надеются, что «Большие Имена» или дурацкие обложки будут способствовать продажам!

В том, что ниша, которую мы занимаем в книгоиздании («хоррор»), весьма невелика, есть определённый смысл, но лично я думаю, что мы можем обратить этот факт себе на пользу и публиковать книги, которые при нормальном положении вещей не смогли бы, скорее всего, увидеть свет в рамках так называемого «мейнстрима». Да, без разочарований не обходится, но эта работа несёт в себе и подлинную свободу.

Стивен Джонс постарался показать разные грани вампирской темы в женском исполнении.

Можно выделить две крайности, в которые впадают авторы этого сборника, — или уж такая, прости господи, р-р-романтика в духе «графиня изменившимся лицом бежит к пруду», что аж скулы сводит, или с точностью до наоборот: «Посмотрите все, какая я дрянная девчонка!». На страницах этой книги представлен широкий спектр произведений, от приторной любовной истории «из викторианской эпохи» (рассказ Энн Райс «Хозяин Рамплинг-Гейта») до жёсткого полупорнографического гомосексуального трэша, как в «Разлучнице» Поппи З. Брайт. К счастью, большинство авторов успешно балансирует между этими полюсами. Правда, от провала подобный подход спасает далеко не всех — слишком уж много написано о вампирах, приходится выкручиваться ужом, чтобы по-новому рассказать старую историю.

Любопытный парадокс: чем меньше внимания уделяет автор вампирам как таковым, чем больше его интересуют сугубо человеческие проблемы, тем глубже и оригинальнее произведение. Как в рассказе «Нулевой год» Джеммы Файлз, действие которого происходит во времена Великой Французской революции. Или в «Стороже брату моему» Пэт Кадиган, где проводится знак равенства между наркоманией и вампиризмом. Или в блестящем «Джеке» Конни Уиллис, героями которого становятся пожарные, борющиеся с последствиями бомбардировок Лондона во время Второй мировой войны. Во всех трёх случаях вампир — прежде всего метафора, символ, художественный образ, а не просто картонный герой третьесортного телетрэша. Буквализм — главный бич современного хоррора, и тут совершенно не важно, к какому полу относится автор...

Итог: не лучшая из антологий, составленных Стивеном Джонсом: стремление объять необъятное до добра не доводит. На мой взгляд, эту книгу можно было без особых потерь сократить как минимум на треть, если не вдвое. Хотя читательский кругозор сборник, безусловно, расширяет, с этим не поспоришь.

Цитата

«Вампиры, как шутят мои друзья, не имеющие отношения к ужасам, это тупиковая концепция. Одни и те же сюжеты, снова и снова повторяемые без каких-либо изменений: слабенький грязный секс, приправленный добрым старым страхом. Но уже после нескольких вечеров поверхностного просмотра становится ясно, что даже самые давнишние произведения предлагают так же много различных типов вампиров, как и характеров людей, которыми они питаются (и, кстати, не все они пьют кровь).

Поэтому я считаю, что вампиры в литературе ужасов являются мировым эквивалентом теста Роршаха. Если ваше воображение ограничено, то и ваше представление о вампирах будет также ограниченным. Если же нет...»
(писательница Джемми Файлз).

Присутствуют

Отсутствуют

  • вампиры
  • ламии
  • упыри
  • оборотни
  • зомби
  • мумии
Оценка МФ
7
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Крошка Кицунэ
№ 1
12.05.2010, 12:12
Книга "Монстры" из этой же антологии была бесподобна!! а все остальное хочется скупать уже по инерции - под впечатлением. Все равно найдется То Самое, что будешь перечитывать долгими зимними вечерами.
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться