Google+
Фантастика 1960-х годов Андрэ Нортон Мифология Средиземья БЕСТИАРИЙ. МАЛЕНЬКИЕ ЗЕЛЁНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ
Версия для печатирецензии: «Дюна»

Фрэнк Герберт «Дюна»

Оригинальное название: Dune * Космическая опера с элементами философской НФ * Вид книги: Роман * Пер.: П. Вязников * Издательства: АСТ * Выход:  2008 * Серия: Золотая библиотека фантастики * Цикл: Дюна * Номер в цикле: 1

«Возмужали дождевые черви...»

«Начало есть время, когда следует позаботиться о том, чтобы всё было отмерено и уравновешено». Не в этом ли кроется главное достоинство лучших книг: они гармоничны и цельны, всё в них «уравновешено». И дело не в наличии банальной пары «герой-злодей». При желании мы обнаружим это равновесие на всех возможных уровнях.

В этом отношении «Дюна» Фрэнка Герберта — идеальный пример многослойного и сбалансированного повествования. Возьмись его пересказывать нечитавшим — выйдет простенькая история про предательство и месть, про взросление главного героя и стр-рашных чудовищ... Здесь, согласно законам жанра, критик должен бы воскликнуть: «Но книга-то совсем о другом!» — ан не воскликнет. Всё правда: в «Дюне» есть и предательство, и месть, и взросление... а уж чудовища какие!..

Роман в том числе и об этом. В конце концов, Герберт был человеком образованным и опирался, как многие до него, на плечи настоящих гигантов. А весь мировой эпос, от Гильгамеша до Одиссея, как раз и посвящён предательствам, взрослению, сражению с чудовищами и восстановлению справедливости.

И как это частенько бывает, идея о планете-пустыне пришла автору в голову совершенно случайно. Он собирался писать статью о перемещении песчаных дюн и задумался о том, «что будет, если...» Потребовалось шесть лет исследований и сбора материала, а затем полтора года на написание романа — так появилась одна из культовых книг, вошедшая в сокровищницу мировой фантастики.

В «Дюне» есть и динамичный сюжет с яркими персонажами, и прописанная до мелочей Вселенная (её история, культура отдельных её народов и т. д.), и мощный философский пласт, и по-настоящему драматическое переплетение судеб... Эта одна из тех книг, которые буквально завладевают воображением.

Планета Арракис поначалу кажется читателю этакой галактической тьмутараканью, крайним пределом обитаемой Вселенной. Здесь и живут-то лишь потому, что на Арракисе добывают уникальный наркотик Пряность. Получить Дюну-Арракис в ленное владение — большая удача, но и немалое испытание. Когда-то ею владел Дом Харконненов, а в начале романа Падишах-Император Шаддам IV передаёт планету герцогу Лето Атрейдесу. Атрейдесы — древний род, его основатель — сын Атрея, царь Агамемнон, известный нам по «Илиаде». Герцог летит на планету, отлично понимая, что это ловушка, ведь Харконнены — его давние враги...

Герберт, хорошо знакомый с эпосом, не зря даёт своему герою древнегреческое имя и приписывает родство с героем «Илиады». Ведь в «Дюне» с первых же страниц использован характерный для древнегреческой трагедии приём. Персонажи не знают, что впереди их ждут ловушки, расставленные судьбой и врагами. Читатель — знает. И трагическое напряжение возникает, в том числе, за счёт этой «разницы ожиданий». В романе Герберт сразу сообщает, кто и как предаёт Атрейдесов, но этим ничуть не портит интригу!

Герберт умело и, опять же, уравновешенно использует в «Дюне» расхожие фольклорные сюжеты, образы, идеи самых разных культур. Имя герцога Лето напоминает о реке забвения в царстве мёртвых; религия и культура фрименов — сплав арабских и африканских верований и обычаев... И, разумеется, знаменитые гигантские черви Дюны — своеобразный аналог североевропейских драконов, стерегущих сокровища.

К тому же Герберт щедро насытил «Дюну» современными ему научными данными. Кажется, ещё ни в одном романе так ярко и наглядно не демонстрировался принцип уязвимости взаимосвязанности экосистем. Научные данные Герберт умело соединил с эзотерическими представлениями разных религий. Его Пауль похож и на буддистского Просветлённого, и на исламского пророка, и на христианского мессию.

Пожалуй, все эти приключения и диковинный антураж не имели бы такой силы и убедительности, если бы не образ героя. Человека, который сражается с судьбой и с самим собой. Вообще в этом герои Герберта и отличаются от многих современных персонажей: они действительно герои и стремятся не просто завоевать королевство или спасти собственную шкуру, они ставят перед собой высокие цели и идут к ним, не щадя себя. Пытаются стать большим, чем уже являются.

Получившая одновременно две престижных премии, «Хьюго» и «Небьюлу», «Дюна» стала началом целого цикла романов и оставила немалый след в истории фантастики. Помимо шести «канонических романов», сыном Герберта в соавторстве с Кевином Андерсоном написаны девять книг — приквелов и сиквелов. Были сняты полнометражный фильм и мини-сериалы... Прозвучавшие в «Дюне» идеи и образы можно найти в книгах самых разных авторов: от Сапковского до Джордана.

Итог: по сути, первый роман был и остаётся единым цельным произведением, с мощными образами, захватывающим сюжетом и увлекательной философской составляющей. Прочесть и осмыслить его — всё равно что прокатиться на песчаном черве: сложно, но — оно того стоит!

«Дюна», русская «Дюна»!..

Судьба «Дюны»-на-русском в чём-то сходна с судьбой «Властелина Колец»: её тоже переводили много и по-разному. В начале девяностых качество переводов сильно «оставляло желать», однако и считающийся каноническим вариант Павла Вязникова при всей своей литературности и мелодичности далёк от идеала. Начнём с того, что, руководствуясь весьма странными опасениями, Вязников превратил «Херберта» (Herbert) в «Герберта». Дальше — больше: Пол стал Паулем, род Атридов — Атрейдесами... Аргументы? Сногсшибательные: «Пол» — слишком отчётливая «1/2», в то время как холодноватое «Пауль» — имя куда как подходящее для этого персонажа!

Цитата

Я не должен бояться.

Страх — убийца разума.

Страх — это маленькая смерть, влекущая за собой полное уничтожение.

Я встречусь лицом к лицу со своим страхом.

Я позволю ему пройти сквозь меня.

И когда он уйдёт, я обращу свой внутренний взор на его путь.

Там, где был страх, не будет ничего.

Останусь лишь я.

(Литания против страха)

Присутствуют

пророчества

чудовища

месть

Отсутствуют

чёрный юмор

сайгаки

простой русский пацан

СЮЖЕТ:    СЮЖЕТ: 10/10
МИР:    МИР: 10/10
ПЕРСОНАЖИ:    ПЕРСОНАЖИ: 9/10
СТИЛЬ:    СТИЛЬ: 10/10
КАЧЕСТВО ИЗДАНИЯ:    КАЧЕСТВО ИЗДАНИЯ: 7/10
ПЕРЕВОД:    ПЕРЕВОД: 9/10
Оценка МФ
10
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Drakonov
№ 1
09.03.2010, 23:03
если допечатали бы наши доблестные издатели АСТ вторую и третью книгу, то мир стал бы чуточку светлее и добрей ^^ *да-да, у меня как раз второй и третьей книги нет в коллекции*
Sanndres
№ 2
24.06.2010, 19:13
Кто подскажет по рецензии, а то я что-то в себе сомневаюсь вот на эту цитату - "Атрейдесы — древний род, его основатель — сын Атрея, царь Агамемнон, известный нам по «Илиаде».
Насколько я помню, Агамемнон имеется ввиду который был кимеком во времена Батлерианского джихада, а не тот который с Илиады. Я прав?
IVGIPT
№ 3
26.06.2010, 00:40
Sanndres, http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%...B4%D0%B5%D1%81
Советую обратить внимание на примечание в конце статьи.
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться