Google+
СОВРЕМЕННИКИ. НИК ПЕРУМОВ На злобу дня. У нас это невозможно? Плагиат в фантастике Распространенные заблуждения БЕСТИАРИЙ. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ЧУДОВИЩА
Версия для печатирецензии: Заводной апельсин

Заводной апельсин

Оригинальное название: A Clockwork Orange

Жанр: Антиутопия

Производство: Warner Bros., Hawk Films Ltd.

Режиссер: Стэнли Кубрик

Продюсер: Стэнли Кубрик

В ролях: Малкольм Макдауэлл, Патрик Мэги

Премьера: 19 декабря 1971

Возрастной рейтинг: R (лица до 17 лет допускаются на фильм только в сопровождении взрослых)

Мы делили апельсин...

Алекс живёт в созданном писателем Энтони Бёрджессом и режиссёром Стэнли Кубриком сюрреалистическом мире недалёкого будущего (впрочем, теперь, учитывая, что фильм снимался почти 40 лет назад — альтернативного прошлого). В этом мире носят парики, котелки и гульфики и говорят на забавной смеси жаргона лондонских притонов и русского литературного языка. Кроме странных обычаев, здесь есть ещё и уличные банды. Одну из коих молодой человек Алекс и имеет сомнительную честь возглавлять.

Он нелепо одевается и любит философствовать (не поражая, однако, слушателя ни глубиной, ни новизной мысли). Отличают его лишь масштаб и цели деятельности. Алекс не пытается завоевать мир. Не одержим никакой великой идеей. Преступления он совершает бескорыстно. Просто так.

В 1970-х годах фильм шокировал зрителя обилием насилия на экране. По современным же меркам драк и убийств в «Апельсине» мало. Но Алекс берёт не формальным количеством злодейств, а их качеством. Если уж убивает старушку, то не как Раскольников, а со вкусом, артистично: медленно, торжественно, и не пошлым топором, а гигантским глиняным фаллосом. Если уж насилует, то тоже неторопливо и эстетски. Под аккомпанемент арий из популярного мюзикла «Поющий под дождём».

Как и следовало ожидать при таком образе жизни, в итоге Алекс попадает за решётку. Где даёт согласие на участие в эксперименте. Вместо традиционных форм наказания его пытаются вылечить от страсти к насилию, искусственно привив непереносимое отвращение к любым антиобщественным поступкам.

Преступление как протест. Насилие как самовыражение. Абсолютная аморальность как высшее проявление свободы духа. Зверство как естественная составляющая часть человеческой натуры. Зло как осознанный нравственный выбор. И всё это на фоне ярких, фантасмагорических, порождённых безумным воображением декораций.

Можно сказать, что безумие «Заводного апельсина» родилось раньше самого фильма. Во время написания романа, по которому картина была поставлена, автор был уверен, что умирает от опухоли мозга. Стэнли Кубрик сумел сохранить этот дух. Дух «лебединой песни», исполняя которую, уже можно позволить себе высказать всё. И всем. И прямо! Не думая о последствиях.

Алекс — хулиган с нетипично тонкой душевной организацией. Любит музыку Бетховена.

Клоунские облачения героев вступают в конфликт с серьёзностью совершаемых ими преступлений.

Машина будущего соответствует названию фильма — кривая, как заводной апельсин.

Гламурный подонок 1970-х.

Итог: «Апельсин» произвёл ошеломляющее впечатление на публику. Настолько сильное, что в адрес режиссёра последовали как обвинения в пропаганде насилия, так и анонимные угрозы самого летального характера. Этот старый фильм актуален — нет, скорее важен, — до сих пор, ведь люди совсем не изменились.

Это интересно
  • Выражение «кривой, как заводной апельсин» используется англичанами как синоним абсурда и бессмыслицы.
  • Сам Малькольм не слишком любил вспоминать съёмки в роли Алекса. Из-за стремления режиссёра к максимальному реализму при постановке боёв артисту сломали рёбра, чуть не выбили глаз, а во время сцены утопления едва не утопили взаправду.
  • Однажды для того, чтобы Макдауэлл не сфальшивил, отыгрывая испуг, Кубрик использовал змею. Ядовитую.
  • Первоначально планировалось, что в роли экстравагантной банды Алекса снимутся музыканты The Rolling Stones. Но не сложилось.

Игра Малькольма Макдауэлла была настолько хороша, что, как считалось в Британии, дурной пример оказался заразительным.

Цитата

«Доброта — это нечто, что нужно выбрать. Если человек не может сделать выбора, он не человек» (Тюремный капеллан).

Присутствуют

сумасшедшие костюмы

зло во имя зла

слэнг

Отсутствуют

современный уровень насилия

погони, перестрелки

злодей мирового масштаба

ЗРЕЛИЩНОСТЬ:    ЗРЕЛИЩНОСТЬ: 6/10
СЮЖЕТ:    СЮЖЕТ: 7/10
СТИЛЬ/АТМОСФЕРА:    СТИЛЬ/АТМОСФЕРА: 9/10
РЕЖИССУРА:    РЕЖИССУРА: 9/10
АКТЕРСКАЯ ИГРА:    АКТЕРСКАЯ ИГРА: 9/10
Оценка МФ
8
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться