Google+
Путеводитель по «Звездному пути» ДОСКА ПОЧЁТА. ЭПИЧЕСКИЕ БИТВЫ Одинаковые мифы разных народов Мастер-Класс. Г.Л.Олди: О бедном романе замолвите слово...
Версия для печатирецензии: «Врата Анубиса»

Тим Пауэрс «Врата Анубиса»

Фантастика * Вид книги: Роман * Пер.: Е. Барзовой, Н. Кудряшова * Издательства: АСТ, Ермак * Выход:  2004 * Серия: Альтернатива. Фантастика

Вывернуться из времени

26 Kb

Хорошая книга подобна умному человеку: чем больше о ней знаешь, тем интереснее читать. “Врата Анубиса” — из тех книг, которые сложно испортить пересказом. И даже не оттого, что сюжет играет в ней второстепенную роль (а это вовсе не так), а потому что редкий пересказ сможет дать вам полное представление о перипетиях романа. Здесь нет почти ничего лишнего: каждая страница становится маленьким кусочком фантастической мозаики, и только сложив их все, полностью понимаешь стройность и завершенность целого.

Все романы о путешествиях во времени вынуждены обходить старый парадокс, чаще всего формулирующийся так: может ли человек вернуться в прошлое и предотвратить там свое рождение? Одни полагают, что временной скачок создает какую-то параллельную реальность, в которой события могут пойти по-иному. Другие утверждают, что любое “лишнее” действие в прошлом способно фатально изменить будущее. Третьи отказывают путешественнику во времени в свободной воле и делают так, что все его поступки автоматически вписываются в историческую ткань. Самые талантливые из последних делают это так, что у читателя остается впечатление, будто персонаж поступает по своей воле.

Брендан Дойль, главный герой “Врат Анубиса”, этой воли и не лишается. Он, замечательно знающий, что именно должно происходить в Англии начала XIX ;века, никак не может понять, а знает ли это сама Англия? Лорд Байрон должен быть в Греции — он оказывается в Лондоне; зато Вильям Эшблес почему-то задерживается, и Дойлю приходится по памяти записывать его поэму за автора. Вся первая часть романа — описание того, что должно было происходить и что произошло на самом деле. Часть вторая, и последняя — разрешение образовавшегося противоречия.

Сюжет, по первости кажущийся бесстыдно прямым и банальным (ну подумаешь, захотелось десятку миллионеров конца XX века послушать лекцию Кольриджа), с каждой главой закручивается все сильнее, самопересекается, образует элегантные петли и в конце концов выпрямляется снова. По ходу повествования придется не раз вернуться к уже прочитанным страницам: вроде бы незначительные детали вдруг встают на положенное место чуть ли не в центре общей картины. Так же умело Пауэрс обращается с образами и символами: ничего лишнего, все взаимосвязано, но понимаешь это только в самом конце.

В идейном отношении “Врата Анубиса” — прямой наследник написанного за четыре года до них романа “Черным по черному”. Все то же метафизическое противостояние Запада и Востока, правда, в роли последнего на этот раз выступают не турки-мусульмане, а древние культы Египта. Та же идея связи со своей землей (для положительных персонажей) и избегания чужой земли (для отрицательных). Аннотация пообещала “готскость” и “новый взгляд на мифологию Египта”. Готскими “Врата Анубиса” можно назвать не более, чем романы Диккенса, судить о переосмыслении египетской мифологии я предоставлю египтологам, а вот за пиитическую общественность 1810-х годов Пауэрсу мое большое персональное спасибо.

И, разумеется, эпилог. Место, где сюжетная линия делает неожиданную петлю и уходит в бесконечность. Герой проживает жизнь Брендана Дойля, герой проживает известную ему до мелочей жизнь Вильяма Эшблеса. Он смиряется с предопределенностью и покорно ожидает конца дней. Конца дней Эшблеса — но не своих. Всемогущее Провидение вполне логично объяснимым жестом освобождает его от власти предначертанного — и он получает в дар свою собственную жизнь.

СЮЖЕТ:    СЮЖЕТ: 10/10
МИР:    МИР: 8/10
ПЕРСОНАЖИ:    ПЕРСОНАЖИ: 8/10
СТИЛЬ:    СТИЛЬ: 9/10
КАЧЕСТВО ИЗДАНИЯ:    КАЧЕСТВО ИЗДАНИЯ: 8/10
ПЕРЕВОД:    ПЕРЕВОД: 9/10
Оценка МФ
9
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться