Google+
Нанороботы ТЮРЬМЫ экранизации булгакова Мир Хранителей
Версия для печатирецензии: День рождения Алисы

День рождения Алисы

Жанр: Юношеская фантастика

Производство: Россия

Режиссер: Сергей Серегин

Продюсер: Александр Герасимов

В ролях: Наташа Гусева, Ярослава Николаева, Алексей Колган, Роман Стабуров

Премьера: 19 февраля 2009

Прокатчик: Панорама Кино

Алиса в заэкранье

Реклама «Смешариков»?

Отечественная кинофантастика находится в глубоком подъеме. Следом за «Параграфом 78» кучно лег «Обитаемый остров». Вектор движения намечен: звездолеты с щупальцами греют двигатели, производители розовых скафандров со стразами подсчитывают в уме барыши, а безголосые певицы и актеры с параличом лицевых мышц уже освобождают полки для премий «Ника».

Следующие рубежи обороны «живой» российской фантастики — мультипликация, компьютерные игры, театр и цирк с конями. Анимация пока что в спячке: про «богатырские» комедии вроде «Карлика Носа», «Бабки Ёжки» или «Приключений Алёнушки и Ерёмы» лучше красноречиво молчать, чем некрасиво ругаться.

Поэтому интерес к «Дню рождения Алисы» был особый. Шутка ли — первый за многие годы крупный российский фантастический мультфильм, да еще и про легендарную девочку из будущего!

Мультфильм снят по одноименной повести Кира Булычева 1974 года. Сценаристы позволили себе пофантазировать на заданную тему: короткий и незатейливый сюжет первоисточника про спасение планеты Колеиды от чумы с помощью путешествия в прошлое насыщен подробностями и развернут на полтора часа экранного времени. Легкий шок от «неканонических» образов главных героев проходит почти сразу, и девяносто минут пролетают совсем незаметно.

Уже по выходу из кинотеатра настигает запоздалое сомнение: а на какую же аудиторию был рассчитан мультфильм? Понятно, что его будут смотреть и сегодняшние дети (привыкшие к диснеевской мультипликации и читавшие Булычева через пять человек на десятого), и дети вчерашние — мы с вами (воспитанные на советской мультипликации, через одного фанатевшие от Наташи Гусевой и читавшие Булычева запоем). Кто что получит? Детишки — мультфильм, который по их внутреннему ранжиру явно уступит диснеевским. Взрослые же заметят кучу противоречий: усложненный сюжет, спорный графический стиль (несоответствие ярких подвижных персонажей менее окрашенному статичному фону), вездесущую рекламу. Подобные проекты часто сопровождают шутки, понятные лишь взрослым, — при повышении градуса юмора и числа пародийных отсылок фильм превращается из детского сперва в семейный, а затем в «Шрека». Однако «Алиса» редко оглядывается на пап и мам, сидящих в кинозале.

Результат предсказуем, как окончание пословицы про двух зайцев: рассчитывая «на всех», можно не угодить никому.

Алиса и Ррр в иллюстрациях Мигунова (1974) и современном исполнении.

Голос этой индейской скво — строгого капитана корабля — когда-то был сладкой музыкой для миллионов мальчишек.

Итог: первый блин — не комом, но слегка сыроватый. Конкурировать с западной анимационной фантастикой в нише «для детей от 6 до 9» трудно. Технофутуризм, характеры персонажей, сюжетные шаблоны и даже юмор на Западе оттачивались десятилетиями. «Алиса», стоящая по наивности чуть выше «Чебурашки», смотрится среди них изгоем и, безусловно, проиграет битву за детские сердца. С другой стороны, этот мультфильм — ручная работа, «первая ласточка» после долгой анимационной зимы. И за одно это мы готовы поддержать ребят-аниматоров. Не испугались, не свернули с полпути — молодцы! Следующий раз ждем уже настоящего шедевра, без скидок.

 Присутствуют   Отсутствуют 

старые добрые герои

путешествие во времени

спасение мира

атмосфера книг Булычева

универсальные шутки

коммерческие перспективы

Цитата

«Меня — испугаться? Да на своей планете Чумароза я считаюсь первым красавцем!» (Громозека)

Это интересно
  • Мультфильм рисовался вручную командой из 200 человек в течение двух с лишним лет.
  • Капитана космического корабля озвучивала Наталья Мурашкевич (Гусева) — звезда культового советского сериала «Гостья из будущего» (1985).
  • В день выхода фильма на прилавках появится одноименная компьютерная игра.
  • Громозеку озвучивал Алексей Колган. Его голосом в российском прокате говорил Шрек.

Меню игры «День рождения Алисы».

ЗРЕЛИЩНОСТЬ:    ЗРЕЛИЩНОСТЬ: 8/10
СЮЖЕТ:    СЮЖЕТ: 6/10
СТИЛЬ/АТМОСФЕРА:    СТИЛЬ/АТМОСФЕРА: 7/10
РЕЖИССУРА:    РЕЖИССУРА: 6/10
АКТЕРСКАЯ ИГРА:    АКТЕРСКАЯ ИГРА: 6/10
Оценка МФ
6
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Arlen
№ 1
07.06.2009, 18:37
Помню, когда первый раз увидела картинку из этого мультфильма, стало немного тоскливо: ну не нравится мне такая Алиса, я больше привыкла к иллюстрациям Мигунова. В Тайне третьей планеты ещё никуда не шло, но здесь...И Ррр жутковатым получился. Но все-таки, в чем-то автор рецензии прав, молодцы создатели, постарались ведь)Надеюсь, что следующая экранизация Алисы будет на уровень выше предыдущих.
Robin Pack
№ 2
07.06.2009, 19:48
Ознакомился с этим произведением недавно.
Прекрасный мультфильм. Мне искренне жаль, что Булычев не дожил до его выхода.

Создатели "Дня рождения Алисы" сознательно напрашивались на сравнение с "Тайной третьей планеты". Параллели, аналогии не только в формате мультфильма, но и в дизайне персонажей, и в общей атмосфере*. У иного зрителя может возникнуть ощущение, что перед ним - две части одного сериала.
Однако разница в двадцать лет и другая команда создателей дают о себе знать. Парадоксально, но "День рождения" силен там, где давала слабину "Тайна", и наоборот. Насколько лучше, прописаннее, подробнее сценарий ДРА, насколько он логичнее и последовательнее "ТТП, настолько новый фильм визуально слабее и беднее.

Дрянная девчонка

Сценаристам мультфильма стоило бы дать аналог отечественного "Сатурна" за лучшую адаптацию. Впервые, кажется, в современной российской кинофантастике фильм имеет внятный сюжет, понятный тем, кто не читал книгу, и при этом буквально к ней близкий. Скелетная история об исследовании мертвой планеты Колеида сдобрена "мясом" в виде ярких второстепенных и фоновых персонажей. Герои ссорятся, ругаются, мирятся, скрывают друг от друга что-то. Громозека больше не фоновый предмет для шуток, но хитрый и расчетливый "сайдкик" главной героини.
Алиса впервые в экранизации показана живым человеком. Все ее проблемы и ощущения, которые подробно описываются в каждой книге и вырезаются в каждой экранизации, здесь на переднем плане. Селезнева только что завалила экзамен по истории, о чем ей и зрителю не дает забыть смешной назойливый дневник-КПК. Ее авантюрные выходки доставляют неприятности ей и взрослым. В общем, перед нами не плакатная космическая пионерка-спортсменка-красавица, которую пытались слепить в "Гостье из будущего", а проблемный, лишенный внимания подросток, совершающий вполне обьяснимые глупости.

Скрытый текст - Садисты-сценаристы: Алисе придется плакать, краснеть, драться и даже сидеть в тюрьме.:

Садисты-сценаристы: Алисе придется плакать, краснеть, драться и даже сидеть в тюрьме.



Хорошо прописанные диалоги, внятное обьяснение каждого действия делают этот мультфильм понятным даже человеку, который о Булычеве услыхал первый раз вчера. Даже будучи фанатом оригинального цикла, я не смог заметить ни одного сюжетного ляпа. Нет и провисаний, лишних эпизодов, которыми так страдала "Тайна третьей планеты". Нет и сюсюканья "ГиБ". Мультфильм рассчитан явно не на детсадовский возраст, а хотя бы на среднюю школу. Как минимум, школьник должен быть достаточно эрудирован, чтобы знать термины, которые произносят герои. При этом, скучать ему тоже не придется: к оригиналу добавили несколько сцен погонь, побегов и преследований, чем-то напоминающих шуточные короткометражки Warner Bros.

Шеф, а я вас вижу!

Важным достоинством "Дня рождения Алисы" стала преемственность образов, в которых аниматоры старались не отходить далеко от привычных образов из "Тайны третьей планеты". Почти в точности совпадающие образы Алисы, Громозеки и Профессора тому подтверждение.
Однако клон советской классики не создавали и не пытались. ТТП был классический мультфильм в духе 70-х: плоские модели без теней, множество деталей, движущихся независимо друг от друга, пестрая цветовая гамма. В том же духе снята, например, "Желтая подлодка" The Beatles.
ДРА же явно имело образцом подражания Александра Татарского, автора мультфильмов "Следствие ведут Колобки" и "Падал прошлогодний снег". (Я был искренне удивлен, не обнаружив его в титрах). Визитная карточка фильма - комичное сочетание повседневности и гротеска, почти стимпанковой винтажности и предметов из будущего. В мультфильме практически нет современных технологий анимации, ни одного трехмерного обьекта, ни одного спецэффекта. Он вызывает ощущение нарисованного пятнадцать лет назад.
Аниматорам прекрасно удалась атмосфера Колеиды - планеты, удивительно похожей на СССР годов эдак 30-х. Не столько общественным строем (хотя вездесущая полиция и шпиономания тоже присутствуют), сколько общим настроением. Здесь мужчины носят пальто и гамаши, женщины - чулки и чепчики, дети - короткие штаны на подтяжках. Паровозы таскают лязгающие теплушки, города опутаны сеткой ржавых труб, среди которых на стареньком велосипеде ездит почтальон. Даже алфавит Колеиды похож на трафаретную кириллицу, которой делались "официальные" надписи в Союзе.
Скрытый текст - От этой картинки даже с экрана слышится гул чугунных труб.:

От этой картинки даже с экрана слышится гул чугунных труб.


Эпическая сцена: Алиса побеждает кровавую гэбню при помощи дихлофоса.

На фоне яркой, целостной Колеиды Земля XXII века смотрится... никак. Слишком много бродит по улицам Москвы гротескных пришельцев и роботов, слишком страшненькими вышли коллеги Громозеки по экспедиции. Среди них - всего два человека, зато с десяток зеленых одноглазых осминогов и богомолов. Пришельцы не то смешны, не то страшны, но совершенно несимпатичны. И когда Алиса попадает в прошлое Колеиды, где живут "нормальные" люди, у зрителя возникает чувство, что он прилетел не на вымершую планету в далекое прошлое, а домой подальше от зеленых уродцев.

Спой, светик, не стыдись

Второй серьезный удар по впечатлению от фильма наносит звуковое оформление. Надо было очень постараться, чтобы в однозначно хорошем и умном фильме напрочь испортить атмосферу попсовым саундтреком. Для фильма были написаны четыре песни, страдающие как невыразительной музыкой, так и туповатыми текстами. ("Даже рыбку из пруда! Не достанешь без труда! Это правда, а не ерунда!) Ни одна из них не остается в голове после финальных титров. Вдобавок, персонажи поют их невпопад, в такие моменты, когда никакого пения не ожидаешь. На сюжет они тоже никак не влияют (в отличие от, например, песен в советских мультфильмах "Летучий корабль" или "Винни-Пух"). Убрать эти песни из фильма - он ничего не потеряет, кроме хронометража.
Отдельно стоит отметить главный провал мультфильма - камео Натальи Мурашкевич, она же Алиса из "Гостьи из Будущего". Если в целом озвучка персонажей на нормальном среднем уровне, то ее персонаж, женщина-капитан, оказался угроблен именно озвучкой. Жутковатый диссонанс между экспрессивным поведением капитанши на экране и тихим, нежным шепотом, которым она говорит, достоин отдельного изучения психологами. Живой человек так вести себя не может.
Скрытый текст - Капитанша в нежной, гламурной ярости:

Капитанша в нежной, гламурной ярости



Алиса, ты именно напрашиваешься

Напрашиваешься на вердикт: за маленькие деньги с большой душой можно снять очень хороший фильм, но нельзя снять шедевр. Тем не менее, это фильм из того разряда, который отлично подходит в телеформат. Повелеваю: крутить по всем каналам в паре с "Тайной третьей планеты", желательно в сокращенном формате без песен. Потенциальных крылатых фраз и клуьтовых сцен здесь никак не меньше. А как экранизация, ДРА уступает только "Перевалу" в точности передачи как буквы, так и духа книг Кира Булычёва.



*Заявка "отсутствует атмосфера книг Булычева" в рецензии категорически неверна. Если только рецензент не принимает за эту атмосферу стилистику крайне далекого от книги сериала "Гостья из будущего". Из всех существующих экранизаций, эта "по духу" ближе всего к стилю Булычева.

Последний раз редактировалось Robin Pack; 07.06.2009 в 21:46.
Zipipikus
№ 3
14.04.2010, 10:05
Цитата:
В мультфильме практически нет современных технологий анимации, ни одного трехмерного обьекта, ни одного спецэффекта
Дорогой, ты невнимательно фильм смотрел.Вообще-то в ДРА порядком спецэфектов, хотя бы роботы - трехмерные модели.
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться