Google+
Анжелина Джоли БУЛЫЧЁВ МУЛЬТ HELLBOY
Версия для печатирецензии: «Механизм времени»

Генри Лайон Олди, Андрей Валентинов «Механизм времени»

Историко-философская фантастика * Вид книги: роман * Издательства: Эксмо * Выход: декабрь 2008 * Серия: Стрела времени: фантастика — альтернативная история * Цикл: Алюмен * Номер в цикле: 1

Телец алюминиевый

Когда харьковский творческий дуэт Генри Лайон Олди (Дмитрий Громов и Олег Ладыженский) объединяется со своим земляком Андреем Валентиновым, то обязательно жди чего-то необычного, грандиозного. Вспомним «Нам здесь жить», античную тетралогию по мотивам гомеровского эпоса «Одиссея» с «Диомедом», а также «Рубеж» и «Пентакль», написанные этим трио в соавторстве с киевлянами Мариной и Сергеем Дяченко. И вот теперь трилогия «Алюмен», чье действие ее происходит в веке 19-м, перекликается с 18-м и даже 27-м.

Перед нами — типичная криптоистория, одним из основоположников которой в русскоязычной фантастике считается Валентинов. Но авторы сами определили жанровую принадлежность своего творения как «земную оперу». Чувствуется неприкрытая оппозиция жанру «оперы космической». Спору нет, сходство имеется. Там — покорение новых планет, встречи с неведомыми расами инопланетян, здесь — практически то же самое, но в условиях нашей матушки Земли. Писатели словно пытаются доказать, что сюжетный потенциал земной тематики еще далеко не иссяк, не исчерпан. В то же время критикой не раз отмечалась некая музыкальность текстов Олди и Валентинова, внутреннее родство их с оперным жанром (наличие прологов-увертюр, условных хоров и арий). И фантасты решились на необычный эксперимент, построив роман по музыкальным законам. В книге есть зачин-увертюра, три акта, разделенные на сцены, и апофеоз. При определенной доле претенциозности результат получился весьма убедительным.

Завязкой действия «Алюмена» служит реальное драматическое событие, происшедшее во Франции в 1832 году, когда на дуэли, свершившейся при таинственных обстоятельствах, погиб гениальный 20-летний математик Эварист Галуа. Олди и Валентинов выносят на суд читателей свою версию того, что же именно произошло тогда, — так что мы имеем дело еще и с детективом, в котором действующими лицами выступают реальные персонажи. Среди них Александр Дюма-отец, Тьер, братья Эрстеды, Ганс Христиан Андерсен. Одним из главных героев этого тома выступает юный француз Огюст Шевалье — личность тоже невымышленная, но о которой известно лишь то, что он был другом Галуа. Именно Шевалье было адресовано последнее письмо юного гения с просьбой позаботиться о его рукописях. Этой скупой информации хватило авторам для того, чтобы сделать ее гвоздем, на который они и повесили свою картину (не случайно эта знаменитая фраза Дюма звучит в «Алюмене»).

Если отбросить в сторону перипетии сюжета, пронизанного, с одной стороны, мрачной мистикой в духе эпохи романтизма 19-го столетия, а с другой — восточным колоритом, то суть конфликта составляет поединок двух ученых — датчанина Эрстеда и немца фон Книге, которые олицетворяют два подхода к науке, два взгляда на технический прогресс. Проблема ответственности ученого за свои открытия — одна из центральных для творчества как Олди, так и Валентинова. Одно ли благо несут человечеству научно-технические открытия? Есть ведь иной взгляд на прогресс — сродни мнению средневекового инквизитора: развитие науки погубит человечество. А потому надо всячески препятствовать прогрессу, вплоть до физического устранения ученых, делающих великие открытия. Борьба века нынешнего и века минувшего идет не на жизнь, а на смерть. Здесь любые средства хороши — от ракет Конгрева до использования вампиров, зомби и псов-призраков (причем с обеих сторон).

Особо стоит сказать о слоге произведения. Несмотря на то, что работа велась в четыре руки (точнее, в шесть), разноголосицы и разнобоя в тексте нет. Стиль везде ровный, изящный и отточенный. Как всегда у Олди и Валентинова, в книге много литературных реминисценций, расширяющих текстовое пространство, метафор, рефренов — то есть свидетельств того, что для авторов написание текста не простое бумагомарание, а напряженная работа буквально над каждым абзацем и предложением.

Итог: в «Алюмене» бездна достоинств и всего один недостаток. Для того чтобы, не напрягаясь, читать книгу, надобно обладать едва ли не энциклопедическими знаниями или иметь под рукой большой энциклопедический словарь.

Цитаты
  • Пьедестал был пуст. Каменная крошка усыпала траву, обозначая путь того, кто сошел с высот вечности на грешную землю. Ольгер, Мраморный Жених, услышал зов своей невесты. Тени вьюнами вертелись у ног его высочества — подталкивали, указывали путь, с нетерпением скакали, облизывая статую черными языками. Мрамор не спорил — шел. Не гнулись колени, гладкая поверхность змеилась трещинами; отпало, покатилось по земле навершие меча.
  • По улице Обри-ле-Буше медленно, не спеша шагали мертвецы. Первым хромал усатый старик в незнакомой форме, волоча за собой древнюю аркебузу. За ним ковыляли, тараща слепые бельма, утопленники в рваных бушлатах. «Жабо» из водорослей, лица изъедены рыбами. Следом, будто лава Везувия, пузырилась бурая каша — бурлила, лилась по щербатому булыжнику. Мелькнул лоскут кожи, утыканной иглами; в переулок уползло, извиваясь, бородавчатое щупальце. Мертвецы шли на штурм баррикады.
Это интересно

В сентябре 1832 года Огюст Шевалье опубликовал в «Ревю Ансиклопедик» некролог на смерть своего друга Эвариста Галуа. После этого имя Галуа надолго было предано забвению. Все математические работы гения при содействии его брата Альфреда Галуа попали к Огюсту Шевалье, но тот долго не мог найти издателя. Только спустя четырнадцать лет, в 1846 году в математическом журнале Жозефа Лиувилля были впервые опубликованы труды Эвариста Галуа, которые положили начало современной алгебре. Невероятно даже представить, каких высот достиг бы этот француз, если бы не нелепая смерть в столь юном возрасте!

Присутствуют

исторические персонажи

научные открытия

псы-призраки

вампиры

Отсутствуют

боги

вселенское зло

звездолеты

инопланетяне

СЮЖЕТ:    СЮЖЕТ: 9/10
МИР:    МИР: 9/10
ПЕРСОНАЖИ:    ПЕРСОНАЖИ: 9/10
СТИЛЬ:    СТИЛЬ: 10/10
КАЧЕСТВО ИЗДАНИЯ:    КАЧЕСТВО ИЗДАНИЯ: 9/10
Оценка МФ
9
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться