Google+
ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ПРОФЕССИИ. РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ HALLOWEEN Как достоверно описывать невозможное MASHUP
Версия для печатирецензии: Dead Space

Dead Space

Тип игры: Экшен-хоррор с видом от третьего лица

Возрастной рейтинг: M (для лиц старше 17)

Жанр: Научная фантастика, ужасы

Разработчик: EA Redwood Shores

Издатель в России: Electronic Arts

Мертвый и довольный

Смена руководителя компании творит настоящие чудеса с ее внешней и внутренней политикой. Electronic Arts в этом отношении — интереснейший пример для изучения. Наращивание мощности благодаря эксплуатации игровых сериалов раздуло ее до размеров медиагиганта, одного из центральных игроков на рынке электронных развлечений. Однако руководство благополучно прошляпило момент, когда набивание сейфов купюрами потребовалось уравновесить творчеством. Как следствие, EA превратилась в бегемотика — откормленного, клыкастого, но такого неповоротливого в современных условиях игровой индустрии. По имиджу и кошельку компании был нанесен сокрушительный удар, так что вернувшемуся в строй EA Джону Ричителло пришлось активно затыкать дыры корпоративной политики новыми контрактами и, фигурально выражаясь, вычерпывать кепкой воду из трюма.

Техник-смотритель

Судя по натюрморту, вечеринка удалась.

Результат столь крутого поворота руля — перечень новых игр, которые заставляют всерьез поверить, что EA с триумфом выкарабкается из кризиса. Dead Space — один из лучших альпенштоков. Признаться, такого монументального проекта в неподатливом жанре ужасов от внутренней разработки компании мы не ожидали. Антураж использован мастерски: столь мрачной космической фантастики уже давненько не встречалось ни в видеоиграх, ни в фильмах. Справедливости ради отметим, что ничего принципиально нового разработчики не изобрели. Уши Dead Space растут не из их голов, а из наиболее влиятельных серий хорроров, в представлении не нуждающихся. Однако снова подтверждается теория о том, что источники цитирования значения не имеют, лишь бы это цитирование было грамотным.

Итак, расклад следующий: вы — техник Айзек Клакр, прибывший на шахтерский корабль «Ишимура» вскоре после событий, изображенных в видеокомиксах на нашем диске. Инопланетная зараза вовсю пирует на останках команды, в вентиляции ползают «сделанные» из трупов монстры, а по отсекам изящно размазаны кишки. Экипаж прибывшего челнока, разумеется, не подозревает засаду и устремляется вглубь «Ишимуры». Дальше следуют: ожидаемое (но от того не менее леденящее душу) нападение, крики, стоны и почти полное одиночество. Уцелевшие коллеги сообщают, что системы корабля без чуткого руководства начинают выходить из строя, и доблестный техник вынужден сломя голову бросаться на выручку.

Что за отверстие в планете? Это дыра, откуда лезут ваши страхи, дорогие космонавтики.

Разбивка на главы-миссии с новыми заданиями, инъекциями сюжета и боссами совершенно ненавязчива, разработчики потратили немало усилий, чтобы создать впечатление целостности игры. Удалось им это не в последнюю очередь благодаря отсутствию притянутых за хвосты головоломок (их тут нет вовсе) и замкнутому виртуальному миру.

Пусть свобода ограничена металлическими стенами корабля и закрытыми шлюзами, что провоцирует клаустрофобию и желание забиться в ближайший темный угол, зато это позволило художникам уделить больше внимания окружающей Айзека среде. Объем работ, выполненный сотрудниками EA по воспроизведению начинки межпланетного судна, соизмерим с тем, который осилили члены съемочной группы первого «Чужого». Последние, как известно, скрупулезно проработали машинерию и отсеки транспортника «Сулако», равно как и его символику. Сходный по жанру Dead Space не менее щепетилен и внимателен к мелочам: главное направление дизайнерской фантазии — так называемая «техноготика», столь мастерски показанная Ридли Скоттом. Хотя действие происходит в далеком будущем, всё вокруг бравирует громоздкостью и подчеркнутой неуклюжестью. Костюм протагониста больше напоминает рыцарские доспехи, оборудование корабля — стократ увеличенный шахтерский инструментарий. Вроде бы абсурд, но благодаря этому «Ишимура» не воспринимается безвкусным нагромождением помещений, забитых электроникой. Нет, это действительно место, где работали люди — оно сохранило отпечаток жизни до катастрофы, даже обзаведясь новыми смертоносными квартирантами.

Монстры, несмотря на сходство с существами из The Thing, представлены в удивительном многообразии. Казалось бы, их облик должен определяться человеческими формами, ан нет! Бестиарий украшен множеством импозантных «красавцев» от аморфной массы размером с продовольственный склад корабля до регенерирующего отрубленные конечности верзилы, который с присущим лишь генномодифицированным трупам упорством будет гоняться за вами целую главу.

А зори здесь тихие... Вакуум-с.

— Я не опоздал?

 — Ты как раз вовремя!

Ножки-то мы ему сейчас подпилим.

Наркоза не будет

Как и в случае со многими играми, в которых упор сделан на богатую деталями обстановку, роль визуального ряда в Dead Space особенно важна. Благо серьезных проблем с ним не наблюдается: графика убедительна настолько, насколько позволяет окунуться в виртуальный мир современное поколение развлекательных систем. Выпадающие текстуры, рваная анимация? Нужно основательно постараться, чтобы найти подобные огрехи, но учтите — на поиски не будет ни времени, ни желания. Dead Space находит все новые способы вас напугать: только вы привыкли, что чудовища вылезают из вентиляционных шахт, как они начинают бросаться с потолка, или того круче — на ваших глазах «рассыпаются» на полдюжины монстров помельче.

Конечно, творению Electronic Arts отчасти не хватает более проработанного сюжета и персонажей. Однако это скорее не упущение, а издержки западного подхода к построению игр в целом: главный герой максимально обезличен, окружающие персонажи выполняют роль статистов-комментаторов, а упор сделан не на их эмоциональные переживания, а на погружение в процесс. Возможно, что-то изменится в сиквелах, которые явно не заставят себя долго ждать — знаем мы эту Electronic Arts.

Итог: «Чужой», «Нечто», «Сквозь горизонт»... Игра Dead Space вобрала лучшие черты этих фильмов, добавив еще один неоспоримый плюс — интерактивность. Задумайтесь: идея стрельбы по трупам, мутировавшим стараниями инопланетян, отдает трэшем и черным юмором. Однако стоит оказаться в этих темных коридорах и почувствовать прямую зависимость между числом патронов и вашей жизнью, как желание шутить отпадает напрочь. Нежданно-негаданно EA шагнула на последнюю ступень эволюции игровых хорроров. Жанру остается либо топтаться на месте и загнивать, либо сменить изрядно приевшиеся каноны.

Цитата

«Я слышу, как они скребутся в дверь...» (перепуганная коллега Айзека).

 Присутствуют   Отсутствуют 

коридорный полумрак

страдальческий полустон

шизофреническое полу-умие

рояли в кустах

кусты

длинные диалоги

Гордости перевода

Так уж случилось, что каждую локализованную в России консольную игру мы воспринимаем как праздник. Кто-то скажет, что это неправильно, поскольку свидетельствует о неразвитости отечественного рынка, к тому же переводы оставляют желать лучшего. Спорить глупо: по сравнению с западной аудиторией мы действительно ощущаем себя обделенными. Dead Space в этом отношении — бальзам на душу. Стараниями EA появилась, пожалуй, лучшая на данный момент локализация консольной игры за последние годы. Озвучка и объем переведенного текста приятно удивляют. Более того, мы так и не обнаружили грамматических ошибок. В общем, новая планка качества взята — теперь осталось разобраться с запятыми.

Слово в поддержку

На фоне бесконечных римейков и сиквелов Dead Space — глоток свежего воздуха. Графика великолепна, чудовища смертоносны, приключения в отсеках «Ишимуры» на удивление разнообразны. Плюс здесь нет навязчивой «фоновой» музыки и знакомых повседневных звуков. Космос кажется действительно мертвым, и любой скрежет, внезапно пронзающий тишину, на самом деле пугает. Разработчики справились с задачей освобождения экрана от интерфейса. Вывод информации о патронах, состоянии здоровья и содержании инвентаря посредством дисплеев на экипировки Айзека способствует еще более глубокому погружению в мир Dead Space. Вот вам и главный козырь игры — она цепляет не хуже зубастого монстра и не отпускает до самых титров.

В плане игрового процесса Dead Space стала этаким Doom 3 версии 1.5: изрядно поврежденная космическая станция, истребленный экипаж, безумный ученый, мистический артефакт, безликий главный герой и уникальные мини-боссы. Только вот атмосфера куда более зловещая.

СЮЖЕТ:    СЮЖЕТ: 7/10
ИГРАБЕЛЬНОСТЬ:    ИГРАБЕЛЬНОСТЬ: 9/10
ГРАФИКА:    ГРАФИКА: 9/10
ЗВУК:    ЗВУК: 10/10
Оценка МФ
9
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться