Google+
АРСЕНАЛ. МЕТАЛЛУРГИЯ NIGHTWISH Мифология Средиземья ABERCROMBIE
Версия для печатирецензии: «Таинственное пламя царицы Лоаны»

Умберто Эко «Таинственное пламя царицы Лоаны»

Оригинальное название: La Misteriosa Flamma Della Regina Loana * Иллюстрированный роман, магический реализм * Вид книги: Роман * Пер.: Е. Костюкович * Издательства: Symposium * Выход:  2008

Путешествие в глубины памяти

Этот роман был обречен на то, чтобы стать событием в книжном мире. Пятая художественная книга итальянского ученого и философа Умберто Эко — по его словам, последняя. Потому что «ученый на отдыхе должен играть в гольф, а не писать романы».

Русского издания ждали долго: постоянная переводчица романов Эко, Елена Костюкович, работает дотошно, медленно — зато и результат получается образцовым. В этом романе, кажется, впервые Эко позволил переводчице снабдить его текст комментариями; да у него и выхода не было, иначе читатель-неитальянец попросту не узнал бы львиной доли цитат, имен и реалий. Итальянских? Да не только! Некоторые критики уже успели окрестить «Пламя...» «гимном комиксам и попсе», который, дескать, написан был Умберто Эко в затяжном приступе маразма. Насчет маразма — ой не уверен, а вот популярной, «грошовой» литературе в романе отведено немало места, как и массовой культуре вообще.

Завязка «Пламени» проста и безыскусна (и, кстати, тоже взята из палп-романов): главный герой приходит в сознание и не помнит о себе ровным счетом ничего. Правда, жизни его не угрожают таинственные убийцы, никто не приглашает занять пустующий трон в королевстве и не объявляет господина Джамбаттиста Бодони единственным спасителем Человечества. Все проще: он — потерявший память торговец старинными книгами, у него есть жена (вот, знакомьтесь), дочки (не узнаёте?..), внуки (ну уж их-то!.. нет?). Ничего о своей личной жизни Бодони не помнит, зато способен наугад цитировать стихотворения и прозу, в деталях знает о судьбе Наполеона и прочих известных людей.

Чтобы восстановить утраченное, он прибегает к «машине времени», которая имеется у каждого из нас. Старые вещи: игрушки, пластинки, газеты, книги, — все это должно помочь. Бодони едет в поместье своего деда и погружается в прошлое. От догадок о воспоминаниях, которые могли бы у него быть, Бодони движется к собственно воспоминаниям. Тело помнит прошлое лучше, чем разум. Отдельные фрагменты мозаики складываются в нечто целое.

Но только в третьей части — намеренно фантасмагоричной, оторванной от «реального мира» и больше похожей то ли на сон, то ли на чистилище, — Бодони видит это самое «целое»... Ну а финал — сюрреалистичен и наполнен «спецэффектами», где перемешалось всё: Апокалипсис, приключенческие и фантастические романы, детективы, фильмы, сказки...

При этом собственно фантастики в романе мало, но он, как ни странно, посвящен в том числе и ей. Среди прочего Умберто Эко осмысляет то, из какого «сора» вырастают умные люди, те, кого называют интеллектуальной элитой. С мудрой улыбкой он выкладывает перед нами веер из того самого презренного палп-фикшена: комиксы, детские простоватые книжки, приключенческие романы, попсовые песенки, — вот она, та почва. Другой не бывает. Не потому ли некоторые критики поспешили обвинить Эко в инфантилизме, что этим своим откровением он покусился на их мнимую, годами взращиваемую серьезность?

Вообще «Таинственное пламя царицы Лоаны» — многоплановый и сложный роман. Эко исследует «что есть человек?» и по какому принципу работает его память; он показывает, насколько мы гибки в восприятии и оценках реальных событий и чего стоит наш, личный опыт по сравнению с опытом всего человечества. Из песчинки может зародиться жемчужина. Подвиг — из мальчишечьего азарта. Любовь на всю жизнь — казалось бы, из ничего.

Отдельно нужно сказать об издании — как всегда, выполненном безукоризненно. Эко не зря назвал «Пламя» иллюстрированным романом: в нем много репродукций, картинок, обложек книг.

Итог: вряд ли книга сравнится по популярности с «Именем розы» или «Маятником Фуко». Слишком мало привлекательной экзотики: ни тебе убийств в средневековом монастыре, ни тайных обществ. Но по насыщенности идеями, на мой взгляд, «Пламя» вполне сопоставимо и с «Именем», и с «Маятником». Правда, в отличие от них, оно лиричнее и злободневнее — ну так это достоинство, а не упущение.

Это интересно

Последняя художественная книга — не значит «вообще последняя». Уходить на пенсию Эко не собирается. А уж отечественному читателю тем более рано горевать: много работ Эко на русский до сих пор не переведено. К примеру, почти одновременно с «Пламенем» должен выйти сборник эссеистики «Картонки Минервы», да и остальные книги рано или поздно до нас доберутся.

Цитата

Сбитый с толку, я снял трубку и позвонил Паоле, она тут же подняла меня на смех.

— [...] У ребенка должны быть неоднотипные воспоминания. У наших внуков ведь то же самое, они сначала смотрят новости по телевизору, потом им читают сказки о говорящих волках. У Сандро сейчас любовь к динозаврам, он знает динозавров по мультфильмам, но не ожидает встретить динозавра в своей песочнице. Мы ему то читаем про Золушку, то он вечером выползает из кровати посмотреть, что в телевизоре у родителей, а там десантники крошат япошек из гранатометов. Дети уравновешивают взрослых. Они умеют отличать, где кончилась сказка, где началась жизнь. Лишь очень больные дети, посмотрев на летающего Супермена, сами прыгают с балкона. Есть такие клинические случаи, виноваты почти всегда родители. Но ты был никакой не клинический случай, и ты прекрасно знал, где кончался Сандокан и начиналась школьная программа.

— Да, но из чего слагался мой внутренний мир? Из Сандоканов или из фюреров, гладящих по головкам Сынов Волчицы? Я ведь тебе говорю — я прочел свое школьное сочинение. В десять лет я действительно был непоколебимо убежден — когда вырасту, стану солдатом? Хотел биться, как неистовый зверь, умереть за бессмертную Италию? И это в десять лет, когда, конечно, цензура ограничивала информацию, но бомбежки-то уже были, итальянцы уже гибли, как мухи, на русском фронте...

Присутствуют

цветные иллюстрации

борьба подростков с фашистами

фантасмагорические видения

Отсутствуют

забойный сюжет

реальные приключения в джунглях

напыщенность и пафосность

СЮЖЕТ:    СЮЖЕТ: 8/10
МИР:    МИР: 9/10
ПЕРСОНАЖИ:    ПЕРСОНАЖИ: 10/10
СТИЛЬ:    СТИЛЬ: 10/10
КАЧЕСТВО ИЗДАНИЯ:    КАЧЕСТВО ИЗДАНИЯ: 10/10
ПЕРЕВОД:    ПЕРЕВОД: 10/10
Оценка МФ
10
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться