Волшебство и полеты Хаяо Миядзаки — легенда не только аниме-индустрии, но и мирового кинематографа. Каждый его фильм, от «Навсикаи из долины ветров» (1984) до «Унесенных призраками» (2001), становился культовым. Последний к тому же собрал множество самых разных наград, в том числе «Оскара» за лучший анимационный фильм и четыре «Энни». И вот через четыре года работы Миядзаки представил публике свой новый шедевр. Сюжет «Ходячего замка» полностью соответствует всем сказочным канонам. Молодая шляпница Софи, скромная и замкнутая девушка, случайно встречает могущественного волшебника Хаула и влюбляется в него. Но завистливая Ведьма с Пустоши узнает об этом и превращает ее в древнюю старуху. Не имея возможности предстать в таком виде перед родными, Софи бежит из дома и отправляется странствовать по миру. В пути Софи помогает заколдованному пугалу, и оно приводит ее к ходячему замку, в котором живут Хаул, его ученик Маркл и огненный демон Калюцифер. Софи становится подругой и домработницей Хаула, и вместе они пытаются снять проклятие. А между тем в мире разгорается война, и король требует, чтобы Хаул присоединился к его войскам...  | То, что Хаул и Софи созданы друг для друга, было ясно с самого начала. | Яркая, проработанная до мельчайших деталей графика помогает в создании сказочной атмосферы. Авторам удалось создать потрясающе красивый мир, где магия и технология, древние амулеты и причудливые летающие машины смотрятся абсолютно естественно. Герои, их эмоции и превращения прорисованы на редкость старательно, что вместе с отличной работой актеров делает их не просто убедительными, а живыми. Будем надеяться, что русский дубляж если и не сравнится по качеству с японской озвучкой, то хотя бы не очень сильно будет ей уступать (пока фильм показывали только в рамках Московского международного кинофестиваля с оригинальным звуком и синхронным переводом). Но у фильма есть два существенных недостатка. Первый — невнятный сюжет. Кто, с кем и почему воюет? Зачем придворная волшебница Сулиман преследует Хаула? Почему Софи то принимает свой истинный облик, то снова становится старухой? Ответы на эти, как и на многие другие вопросы, в фильме найти невозможно. Также «Ходячий замок» можно упрекнуть во вторичности. Многие темы и приемы уже были не раз использованы автором в таких фильмах, как «Навсикая из долины ветров» и «Лапута: замок в небесах», и при просмотре невольно закрадывается мысль, что где-то все это уже было.  | Очень могущественный и очень забавный огненный демон Калюцифер (слева). |  |  | Нашим бы пенсионеркам столько же энергии и жизнелюбия. | До крайности продвинутая избушка на курьих ножках. |  | Комната Хаула - одно из самых красивых мест в фильме. | Итог: Добрый, красивый и атмосферный, но глубоко вторичный фильм. До уровня «Унесенных призраками», конечно, не дотягивает, но выгодно выделяется среди прочих анимационных картин сезона. Второго такого фильма в этом году не будет. А может, и в ближайшие четыре года. Это интересно | - Фильм снят по одноименной книге известной британской писательницы Дианы Уинн Джонс (у нас она известна по циклу «Миры Крестоманси»). Уинн Джонс не участвовала напрямую в создании фильма, но была очень довольна результатом.
- Изначально режиссером «Ходячего замка» должен был стать Мамору Хосода, автор «Superflat Monogram» и фильмов по аниме-сериалу «Digimon». Но его наработки не понравились начальству студии «Ghibli», и Хосода был вынужден уволиться. Проект был заморожен до тех пор, пока за него не взялся сам Миядзаки.
- «Ходячий замок» получил награду 61 венецианского кинофестиваля за технические достижения. Также фильм был объявлен анимацией года и получил награды за лучшую режиссуру, лучшую музыку и лучшую актерскую игру на Международном фестивале аниме в Токио (2005).
| |