Google+
МИР ФИЛИПА ПУЛМАНА. ТЕМНЫЕ НАЧАЛА Сбывшийся киберпанк Мир Черного отряда Глена Кука GAMEBOOK
Версия для печатирецензии: «Детский сад»

Джефф Райман «Детский сад»

Оригинальное название: The Cild Garden * Антиутопия * Вид книги: Роман * Пер.: А. Шабрин * Издательства: АСТ * Выход:  2007 * Серия: Альтернатива. Фантастика

Милена и медведь

Джефф Райман родился в Канаде, однако живет и работает в Великобритании, что не могло не сказаться на его творческом почерке. Современная европейская антиутопия восходит, в первую очередь, к роману Джорджа Оруэлла «1984»; в этой же традиции написан и «Детский сад». Только вместо гетеросексуального мужчины Уинстона Смита, работающего в Министерстве Правды, в центре сюжета — женщина, актриса-лесбиянка Милена Шибуш. Вместо правящего Ангсоца — Партия социалистов-имматериалистов под руководством Консенсуса, в котором объединены сознания всего взрослого населения планеты. А роль вездесущей тайной полиции, недремлющего Большого Брата играют модифицированные вирусы, внедряющие в сознание граждан «приемлемые модели поведения».

Тоталитарное государство Раймана гораздо мягче, чем у Оруэлла и его подражателей, благодаря чему выглядит куда убедительнее. Никто не приходит по ночам за инакомыслящими, не устраивает «пятиминутки ненависти», полиция мысли не кидает за решетку диссидентов, не запрещает верить в бога или заниматься самостоятельным творчеством. Наоборот, благодаря мутациям вирусов мир населен множеством разнообразных субкультур, от жужелиц и певунов до людей-медведей. Более того, социализм победил не благодаря интригам кучки властолюбивых мерзавцев, а естественным путем — перенаселенность, эпидемии и энергетический кризис просто не оставили человечеству другого выбора. Однако, как и у Оруэлла, этим миром правит информация. Получив в возрасте десяти лет некий весьма значительный объем навыков и знаний, от сочинений Шекспира и трудов Мао до умения выдувать сосуды из стекла или выращивать дома из коралловых рифов, люди перестают нуждаться в обретении собственного уникального опыта. Зачем ломать голову, придумывать что-то, если «умные вирусы» всегда подскажут, помогут, прочертят оптимальный жизненный путь?

Милена Шибуш — одна из немногих граждан этого общества, обладающих врожденным иммунитетом против большинства вирусов. Она прирожденный творец, человек вне стандартов — но в то же время отнюдь не безбашенный бунтарь, не анархист без идеала с мечтой о разрушении. Милена всего-навсего хочет быть свободной, принимать решения самостоятельно, а не под диктовку общества. Что парадоксально, именно такой внутренне свободный человек, как выясняется, остро необходим Консенсусу — и всему человечеству в целом. Именно Милена несет миру спасение, за что ей готовы простить и «неправильную морфологию», и любовь к белой медведице, и многое другое.

Описывая общество, автор несколько противоречит сам себе — маргинальных, эксцентричных персонажей в этом мире полно, и никто не устраивает на них тотальную охоту. Более того, Консенсус предоставляет Милене возможность осуществить самые дерзкие, самые безумные проекты — вроде грандиозного космического шоу по «Божественной комедии» Данте, которое увидят все земляне. Как вам такой тоталитаризм? Похоже, причина дискомфорта Милены заключается в ней самой, а не в социальном устройстве: подозреваю, в современной политкорректной Европе девушка чувствовала бы себя не менее зажатой, закрепощенной, в конечном счете — несчастной.

Что касается художественных особенностей текста, «Детский сад» — книга очень эмоциональная, местами даже сентиментальная и какая-то «женская». Милена, прожившая короткую, но яркую и насыщенную жизнь, повидавшая то, о чем большинство ее сограждан и мечтать не может, постоянно жалуется, страдает, винит в чем-то себя и общество. Рваный, сбивчивый ритм повествования, достигающий апогея к финалу книги, только подчеркивает эту особенность. Честное слово, не знай я заранее, что Джефф Райман — мужчина, по тексту ни за что бы не догадался.

Итог: изданный в 1989 году роман принес Райману сразу две престижных литературных премии — имени Джона Кэмпбелла и Артура Кларка. В общем, книга — довольно заметное явление для английской фантастики того времени. Если хотите понять, чем жила НФ туманного Альбиона лет 20 назад, обязательно прочтите этот роман. В конце концов, сентиментальность ничем не хуже жестокости, присущей большинству современных «фантастических боевиков», а их народ трескает так, что аж за ушами трещит. Может, стоит слегка разнообразить рацион?

Цитаты
  • Убеждения были инфекцией. Достижения медицины привели к тому, что приемлемые модели поведения можно было подцепить от соседа или привить по решению Партии.
  • Вирусы делали людей жизнерадостными, чуткими и честными. Благодаря вирусам у людей появились безукоризненные манеры, эрудиция и красноречие. Они работали четко и быстро, и у них — у всех — были абсолютно одинаковые убеждения.
  • Некоторые вирусы были получены из герпеса и внедряли ДНК непосредственно в нервные клетки. Другие представляли собой ретровирусы и переносили ДНК мозга, импортируя информацию и мысли. Их еще называли леденцами — из-за того, что нуклеиновые кислоты их генов окружала оболочка из сахара и фосфатов. Они были защищены от генетических повреждений и мутаций. Считалось, что леденцы абсолютно безопасны.
Идеолог Райман

Джефф Райман — главный идеолог нового литературного движения Mundane SF, выступающего против «космического эскапизма». Ближайший аналог этого направления в России — «фантастика ближнего прицела» сороковых-пятидесятых годов прошлого века. Авторы, придерживающиеся тех же позиций, что и Райман, полагают, что задача фантаста на современном этапе — говорить не о пришельцах, звездолетах и галактических империях, а о Земле, описывать не освоение Вселенной, а мир, где стали доступны новейшие разработки современных ученых.

Присутствуют

умные вирусы

общество победившего социализма

героиня с комплексами

Отсутствуют

магия

изощренная интрига

мрачный пессимизм

СЮЖЕТ:    СЮЖЕТ: 6/10
МИР:    МИР: 8/10
ПЕРСОНАЖИ:    ПЕРСОНАЖИ: 7/10
СТИЛЬ:    СТИЛЬ: 8/10
КАЧЕСТВО ИЗДАНИЯ:    КАЧЕСТВО ИЗДАНИЯ: 7/10
ПЕРЕВОД:    ПЕРЕВОД: 8/10
Оценка МФ
8
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться