Google+
Игровые новеллизации в России СОВРЕМЕННИКИ. НИК ПЕРУМОВ ИЙОН ТИХИЙ Вселенная DOOM
Версия для печатирецензии: «Хрупкие вещи»

Нил Гейман «Хрупкие вещи»

Оригинальное название: Fragile Things * Мистика, фэнтези, притча * Вид книги: Рассказы, стихотворения * Пер.: Т. Покидаева, Н. Гордеева, А. Аркелов, Н. Эристави, М. Немцов, А. Комаринец * Издательства: АСТ * Выход:  2008

Хрупкость второго впечатления

Писать рассказы бывает сложнее, чем романы: на небольшом пространстве текста ой как видны сюжетные провисания, отсутствие внятной идеи и прочие беды, которые в романе сглаживаются и теряются. Автор рассказов — канатоходец, которому необходимо держать баланс между узнаваемостью и новизной: читатель ждет, чтобы его порадовали так же, как в тех вещах, что уже прочитаны и понравились, но вряд ли он одобрит авторские самоповторы. А в сборнике — всё на виду, и плюсы, и минусы. Еще сложнее угодить во второй раз: если первый сборник понравился, с ним сравнений не избежать…

«Дым и зеркала», первый сборник Нила Геймана, вышел у нас несколько лет назад и, вопреки неряшливому переводу, пришелся по вкусу очень многим. «Хрупкие вещи» изданы не в пример лучше — проблема с содержанием. И первое, что портит впечатление — авторское предисловие. Я бы вообще советовал читать его только после рассказов: слишком уж много секретов Гейман неосторожно озвучивает во вступлении. Когда знаешь заранее, вокруг чего выстроен рассказ, теряется эффект неожиданности, а заодно — львиная доля удовольствия от чтения.

Львиная — но не вся. Гейман — из тех рассказчиков, которые заставляют нас взглянуть на мир под другим углом. Пожалуй, в его творчестве можно выделить два основных направления. Первое — вариации на фольклорные, мифологические и литературные сюжеты. Второе — «странные истории» с изрядной долей мистики, зарисовки событий между сном и явью, между «померещилось» и «действительно произошло». В «Хрупких вещах» представлены оба направления, но первое — более яркими произведениями.

Открывает сборник гениальный «Этюд в изумрудных тонах», где две знаменитые литературные вселенные сливаются в одну. Герои шерлокианы — в мире восторжествовавшего ктулхианства! Причем рассказ написан тонко и остроумно, с переворачивающим все с ног на голову финалом. Не менее интересными получились «Жар-птица», «Запретные невесты…», «Проблема Сьюзен» — в них Гейман тоже обыгрывает известные литературные сюжеты, от стереотипов готического романа до «Хроник Нарнии». Чуть слабее оказался «Голиаф»: мир «Матрицы» используется без малейшего творческого переосмысления, и только финал все вытягивает; без него это был бы очередной аккуратный фанфик, не более того. Впрочем, этот рассказ принадлежит к «заказным» вещам Геймана — не лучшим у него. Часть из них просто не понятна без контекста, как, например, «Странные девочки», сделанные по мотивам альбома Тори Эймос. Другие не вызывают ничего, кроме удивления: ну забавная статья «Недуготворческий криз» из энциклопедии вымышленных болезней — и что? Или вот «Крупицы воспоминаний» и «Басовый ключ» — зарисовки-воспоминания, эпизоды из жизни. Ни сюжета, ни особого смысла — так, пара безделиц.

Есть в сборнике ряд вещей, написанных интересно, талантливо, однако словно незавершенных. Как будто автор поленился сделать еще один шаг и «дожать» историю, перевести ее из разряда «мы такое уже не раз читали у других» в нечто оригинальное и новое. Это «Факты по делу об исчезновении мисс Финч», «Влюбленный Арлекин», «Как ты думаешь, что я чувствую?», «Сувениры и сокровища».

К счастью, хватает и интересных рассказов. Помимо уже упомянутых, это мистические «После закрытия» и «Горькие зерна», где смешиваются быль и небыль, а граница между миром живых людей и призраков становится невидимой. В духе сверхъестественных новелл Рэя Брэдбери написан «Октябрь в председательском кресле». Изящны и остроумны миниатюры «Картограф», «Другие люди», «В конце» и «Пятнадцать раскрашенных карт из колоды вампира».

Вообще в лучших вещах Гейман не просто рассказывает увлекательную историю, но и оставляет пространство для второго-третьего смысловых уровней. Возьмем, к примеру, «Как общаться с девушками на вечеринке»: историю двух подростков, попавших на вечеринку и только много позже узнавших, что все девушки на ней — инопланетные существа. Фабула не ахти какая, но написано великолепно, и ведь рассказ, по сути, не о сексуально озабоченных подростках, а о взрослении, об изменении восприятия мира. То же касается и «Голиафа» — он, конечно, не о виртуальной реальности, а о любви. Лукавая «Жар-птица» словно насмехается над теми, кто привык все воспринимать буквально, «Запретные невесты…» — кривое зеркало, в котором отражается современный писатель-беллетрист, со всеми его наработанными штампами и с внутренней тоской по совершенно другой литературе…

Итог: сборник нельзя назвать идеальным, но интересных рассказов и стихотворений в нем хватает, причем из той категории, которые время от времени хочется перечитать. Порадовало и издательство, где, наконец расщедрились на редактуру, выпустив книгу с минимумом опечаток и с внятным переводом.

Это интересно
  • Часть рассказов мы уже читали: в межавторских сборниках и в периодике. К примеру, «Этюд...» публиковался трижды: в журнале «Реальность фантастики», в сборниках «Череп Шерлока Холмса» и «Лучшее за год. Фэнтези. Мистика. Магический реализм»; а «Повелитель горной долины» выходил в «Легендах-2».
  • Герои рассказа «Сувениры и сокровища» появляются затем в повести «Повелитель горной долины», которая, в свою очередь, примыкает к циклу «Американские боги».
  • В предисловии Гейман признается, что уже несколько лет пишет рассказ в соавторстве с Харланом Эллисоном, а также задумал историю, которая будет происходит в мире «Задверья».
Цитата

У слуги графа Сен-Жермена спросили, действительно ли его хозяину тысяча лет, как об этом твердит молва.

— Откуда мне знать? — ответил лакей. — Я служу ему всего триста лет.

(«Пятнадцать раскрашенных карт из колоды вампира»)

Присутствуют

аллюзии на известные литературные произведения

отъявленные мерзавцы, сибариты и добряки

эксперименты со стилем

Отсутствуют

драконы и бароны

навязчивый дидактизм

эпический размах

СТИЛЬ:    СТИЛЬ: 8/10
КАЧЕСТВО ИЗДАНИЯ:    КАЧЕСТВО ИЗДАНИЯ: 8/10
ПЕРЕВОД:    ПЕРЕВОД: 8/10
Оценка МФ
8
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться