Google+
ИНТЕРВЬЮ: ТИМ БЁРТОН Григорий Распутин Мир Алексея Пехова: Хроники Сиалы Игровые новеллизации в России
Версия для печатирецензии: «Медный король»

Марина Дяченко, Сергей Дяченко «Медный король»

Фэнтези * Вид книги: Роман * Издательства: Эксмо * Серия: Стрела времени: фантастика — альтернативная история

Суровые расценки Медного короля

Долгое время Марине и Сергею Дяченко удавалось оставаться вне сериального бума, царящего в отечественной фантастике. Исключение составили дебютная тетралогия “Скитальцы” да недавнее двукнижье о Королевстве. Не изменили соавторы себе и в новом романе: их “Медный король”, хоть и связан с миром “Варана”, но по сути — отдельная книга; чтобы понять ее, читать “Варана” совершенно необязательно.

Перед нами — фэнтезийный мир, как всегда у Дяченко, оригинальный, не похожий на многочисленные клоны Средиземья или средневековой Европы. Главный герой — полукровка, дитя обычного отца и необычной матери, происходившей из племени гекса, таинственного и не любимого многими в Империи. Гекса, даже полукровку, можно узнать по внешнему виду, — вот Развияра и узнают, когда корабль с его хозяином-книготорговцем подходит к городу Мирте. В итоге парень оказывается за бортом и попадает на островок, где нет ничего, кроме маяка и Маяка. Последний — старик, то ли слишком безумный, то ли недостаточно мудрый; перед тем, как расстаться, он делится с Развияром таинственным заклинанием. Стоит сделать некий жест и произнести: “Медный король, Медный король, возьми, что мне дорого, подай, что мне нужно”, — как сразу же требуемое и произойдет.

Ну а дальше приключение следует за приключением: Развияра продают в рабство, он оказывается на корабле контрабандистов, попадает в величественный, чем-то похожий на Горменгаст Мервина Пика, замок; из простого раба превращается в отличного воина, умнеет, обзаводится друзьями и врагами, оказывается втянут в древний конфликт между двумя народами… Фантазия Марины и Сергея, как всегда яркая и оригинальная, впечатляет: они не пошли по пути наименьшего сопротивления, изобразили не уже знакомый нам по “Варану” мир Империи, но другие его области. Вот только постоянному читателю книг Дяченко в “Медном короле” может не хватить главного: насыщенности острой проблематикой, моральных и этических дилемм, в которых оказываются герои, — всего того, что отличает книги супругов-киевлян от обычной приключенческой фантастики.

Пожертвования Развияра Медному королю, вообще его выбор между целью и средством занимает в романе довольно незначительное место, да и чаще всего особых сомнений по этому поводу Развияр не испытывает. Он и в остальных случаях, не связанных с Королем, но требующих принятия жестких, бескомпромиссных решений, принимает решения правильные, но бесчеловечные. Пожалуй, в этом Дяченко преуспели: они изобразили абсолютно рационального, холодного, целеустремленного почти-мерзавца. Такому в реальной жизни не подашь руки. Читать о таком — тоже, пожалуй, не слишком приятно, даже делая поправку на нелегкие детство и молодость. В конце-то концов, не в этом ли заключается суть лучших книг такого рода: герои остаются самими собой и не теряют человечности вопреки трудностям?..

Но я не зря написал про почти-мерзавца. Довести градус бездушности и рациональности до температуры вечной мерзлоты Марине и Сергею не удалось. Потому что в какой-то момент перестаешь верить в такого персонажа. Стиль повествования, слегка упрощенный (как бы с точки зрения подростка-Развияра), в течение всего романа почти не меняется, и ближе к концу диссонирует с образом повзрослевшего героя. Как результат — появляются штампы, пафосность: уж если оголодавшие герои кушают, то непременно “урча и чавкая”, если злодей угрожает, то видит в глазах Развияра свою смерть и т. п.

Итог: хороший приключенческий роман, с ярко выписанным миром. Это в плюс. Остальное — увы, в минус.

Это интересно

При том, что романы “Варан” и “Медный король” — вещи совершенно самостоятельные, в последнем так или иначе фигурируют реалии из первого. Несколько раз мы встречаемся с упоминанием о Варане, главный герой читает книги, им написанные, наконец, упоминаются и некоторые землеграфические места из первого романа.

Цитата

— Не думай. Выйти. Сухим. Из воды, — раздельно произнес Дол-Шерт. — Я убью твою девку на твоих глазах, а потом вспорю тебе брюхо, чтобы ты перед смертью полюбовался на грязные кишки гекса…

— Осторожнее, — сказал Развияр почти шепотом.

Дол-Шерт внимательно посмотрел ему в глаза. Выжженное солнцем, иссеченное морщинами лицо бывшего моряка вдруг застыло, будто он увидел в неглубокой воде свою Смерть.

— Осторожнее, — тихо и ровно повторил Развияр. — Если тебе дорога жизнь.

Присутствуют

таинственный властелин в величественном замке

древнее, но действенное проклятие

любовный треугольник

Отсутствуют

искрометный юмор

многостраничные генеалогии древних правителей

карта

СЮЖЕТ:    СЮЖЕТ: 6/10
МИР:    МИР: 8/10
ПЕРСОНАЖИ:    ПЕРСОНАЖИ: 7/10
СТИЛЬ:    СТИЛЬ: 6/10
КАЧЕСТВО ИЗДАНИЯ:    КАЧЕСТВО ИЗДАНИЯ: 7/10
Оценка МФ
7
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Lexiar
№ 1
15.08.2010, 20:41
Категорически не согласен с автором рецензии. Роман глубок и достаточно психологичен, сюжет динамичен. То, что автор рецензии считает недостатком - отсутствие в тексте подробного описания сомнений героя и пр. - я наоборот склонен считать большим плюсом. Мне кажется, Дяченко и не ставили себе цели эксплицировать мышление героя, его мысли мы встречаем лишь изредка, чаще имеем дело уже с его готовыми и безапелляционными решениями. Это, во-первых, облегчает повествование, а самое главное, оставляет читателю свободу в интерпретации этих действий. В этом и глубина. Не разжевывать: вот он сделал так, потому что злой и безжалостный, а это он сделал из принципа, - а предоставить читателю самому оценить героя.

Лично я до середины текста очень живо сопереживал протагонисту и очень огорчался из-за его грубых, местами совсем негеройских, действий и слов. Ну, что же, жестокий мир - жестокие решения, думал я. А вот во второй половине стало ясно, что чувак, несмотря на всю харизму, некоторое даже благородство, - одержим и непоправимо эгоистичен, жесток и холоден. И все же - он правдоподобен. Настоящая сильная личность, преданная какой-то идее (диктатор, скажем так, лидер, обязан быть таким). Что, конечно, никак не извиняет его и не облегчает судьбу людей близких ему. В итоге получился персонаж неоднозначный, его моральное падение, происходящее одновременно с социальным возвышением, замечаешь не сразу именно благодаря тому, что его внутренний мир скрыт от нас так же, как от его спутников.

В общем, не обязательно писать, о чем думают герои, чтобы сделать их психологически правдоподобными, как не обязательно спрашивать у друга, о чем он сейчас думает, чтобы обрадовать его бокалом холодного пива.

А что касается морально-этических и философских проблем, то отсутствуют они для того, кто не удосуживается подумать самостоятельно, без подсказки автора: вот, мол, читатель, как ты полагаешь, тварь он дрожащая или право имеет. Хороший автор ставит важные вопросы всем тестом: и сюжетом, и миром, и персонажами ¬- и таким же образом подталкивает к ответам. У хорошего писателя разные читатели найдут разные вопросы и дадут на них разные ответы. Наверное, проблематика просто неблизка рецензенту.

В связи с этим мне вспомнилась проза Хемингуэя: стиль минималистичен до безобразия, но изображена-то сама жизнь со всеми противоречиями и многообразием связей. Право же, в недосказанном - вся суть, а мысль изреченная есть ложь.

Конечно, роман не идеален (стиль, напрмер, и правда простоват, и штампы присутствуют), но не так плох, как говорит рецензент. Хорошое твердое авантюрное фэнтези с выверенным, но не явным психологизмом персонажей. Моя оценка 9\10.
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться