Google+
ДОСКА ПОЧЁТА. ЭПИЧЕСКИЕ БИТВЫ Одинаковые мифы разных народов Симбионты «Ночной дозор» Сергея Лукьяненко: Мир Иных
Версия для печатирецензии: «Карл, герцог»

Александр Зорич «Карл, герцог»

Криптоистория, мистика * Вид книги: Роман * Издательства: АСТ * Выход:  2007 * Серия: Исторический роман

О герцоге Карле замолвите слово!

В далеком 1461 году жил себе Карл, герцог. В далеком 2001-м — Александр Зорич, писатель. И тому, и другому исполнилось по 28 лет. За плечами у герцога были Десятый крестовый поход, женитьба на экс-любовнице французского короля Людовика ХI, наконец, прочие события, более-менее значительные. За плечами у писателя были сборник стихотворений, семь томов фэнтезийного эпоса о Круге Земель, киберпанковский роман, персональная авторская серия в московском издательстве…

Времена были те еще. В Бургундии — буйство куртуазности, расцвет величественного разгильдяйства. В странах СНГ — пик популярности отечественной фантастики. Так что удавалось пробить выпуск даже таких книг, от которых нынче прагматичный издатель воротит нос и отмахивается крестом животворящим: «Изыди!», мол. Вот и получилось, что давным-давно написанный (1995—1999!) роман Зорича о герцоге Карле Смелом наконец увидел свет.

Книга не осталась незамеченной ни фэндомом, ни критиками. «Профессиональные любители фантастики» в основном вцепились в то, что в книге есть влюбленный в Карла юноша («пропаганда мужеложства!»), да в чересчур сложный для типовой приключенческой фантастики язык. За деревьями, как водится, не увидели леса. Критики упрекали Зорича в заумности, эстетстве и далекости от народа. Но в любом случае и противники, и приверженцы «Карла» отдавали должное профессионализму, яркому писательскому стилю Зорича, который невозможно спутать ни с чьим другим.

Во многом «Карл» похож на «Римскую звезду». Если внимательно вчитаться, даже вселенная там одна и та же: со зверьми-патронами и прочими мистическими интересностями. Однако «Карл» более хулиганист, он буквально провоцирует читателя: и сюжетом, и стилем. О стиле, кстати, разговор особый: это едва ли не единственная в отечественной фантастике успешная попытка написать о тех временах нынешним языком. Впрочем, нет: язык «Карла» — это язык эрудита, филолога и историка, сейчас так мало кто говорит и, увы, мало кто пишет. Единственной претензией к роману может быть то, что в нем попадаются очень уж тяжеловесные и неудачные словесные конструкции; их немного, но они есть.

Однако если у эстетствующих писателей форма часто преобладает над содержанием, то здесь сюжет, персонажи, интриги играют не меньшее значение. Карл с самого рождения оказывается в центре мистических событий, его судьба переплетена с судьбами других людей… и не только людей! На страницах романа оживают големы, сбываются пророчества, вершит свой бесстрастный суд его величество Фатум. Зорич не идеализирует Карла: тот, хоть и не совсем уж обычный человек, но подвержен приступам гнева и меланхолии, может наделать глупостей или отрубить голову лучшему другу… Но в душе Карла нет червоточин, он не мелочен и не подл. Такими же убедительными, яркими оказываются и другие персонажи книги, от главных до эпизодических. Зорич умеет изображать характеры, показывать противоречивость, одним-двумя словами припечатать какого-нибудь холеного подлеца; в его палитре краски самых разных оттенков, и он ими пользуется умело и щедро.

Одной из главных тем романа становится предрешенность, обреченность судьбы. В этом Карл схож с ирландским Кухулином или королем Артуром. Но трагический финал, который предсказуем для любого, более-менее знакомого с историей, не делает книгу хуже. Наоборот, он придает ей глубину, не дает сюжету скатиться к банальному фэнтезийному хэппи-энду, не позволяет обесцениться всему, что сделано и сказано героями. Финал романа — яркий, с высоким накалом страстей — действительно берет за душу.

Итог: изящная, остроумная, глубокая книга и, пожалуй, все же до конца недооцененная. Это роман для неспешного перечитывания  — чтобы внимательно выловить все скрытые смыслы, как следует окинуть взглядом рельеф пресловутого «второго дна», наконец, просто получить удовольствие от стильной прозы и лихо закрученного сюжета.

Это интересно

В последние годы Александр Зорич больше занимается сценариями компьютерных игр, но и художественную литературу не оставил. По словам писателя, он уже закончил несколько новых повестей, идет работа над очередным романом из вселенной «Завтра войны». И… — ведутся переговоры о создании игры по «Карлу, герцогу»!

Цитата

Пяти лет от роду Карл встречает волшебного пса. Клеверные луга исходят испариной, отцовские вассалы собираются на охоту, добычей Карла становится тучный шмель, улитка, коровий колокольчик. Колокольчик, как вещь по природе своей холодная и недвижная, дался ему в руки с покорностью. Улитка, миролюбивейшее из несущих панцирь, тоже. Но шмель храбро защищался и был пленен уже безнадежно израненным. Прежде чем испустить дух, он ужалил Карла — ай!

Карл хныкал, выщипывал клевер, расшвыривал клевер, сочные стебельки и махровые головки летели прочь. Он наверняка умрет, как многие умерли до него, и короной завладеют враги.

Два ворона покинули рощу и закружились, возгоняя аппетит и алчность. Маленький Карл умрет, уже холодеют ноги, уже песок в глазах, звон в голове.

Улитка оползает его запястье, но он безразличен к этому, плача навзрыд и без удержу. Сквозь слезы Карл уже не может разглядеть воронов — не исключено, они совсем близко. В траве деланно выискивают червячков и букашек, себе на уме. Наконец подозрительное тепло, исключительная шершавость улитки, ее назойливость и громкое сопение заставляют Карла проявить интерес — может статься, так ангелы обхаживают новоприбывших господ.

Он протер глаза и увидел пса, который с поистине собачьим тщанием облизывал ему ужаленную руку. Огромный и добрый, палевый и длинноухий, магический и волшебный, кобель и паладин. Он спас Карла от шмелиного яда и, когда тот почувствовал себя лучше, довез на спине до предмостного укрепления. После этого убежал, не дождавшись посвящения в рыцари Золотого Руна, ужина, придворной синекуры. Убежал на Дикую Охоту, оставив Карла счастливым обладателем волшебных блох.

Присутствуют Отсутствуют

ирония

нецензурная лексика

големы и василиски

Колумб и индейцы

Эскалибур

Вильгельм Баскервильский

СЮЖЕТ:    СЮЖЕТ: 8/10
МИР:    МИР: 9/10
ПЕРСОНАЖИ:    ПЕРСОНАЖИ: 9/10
СТИЛЬ:    СТИЛЬ: 10/10
КАЧЕСТВО ИЗДАНИЯ:    КАЧЕСТВО ИЗДАНИЯ: 8/10
Оценка МФ
9
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться