Google+
экранизации булгакова «Властелин Колец» Толкиена: Магия Средиземья MASS EFFECT Forgotten Realms: Литературный цикл «Забытых королевств»
Версия для печатирецензии: «Ойкумена. Книга третья. Кукольных дел м...

Генри Лайон Олди «Ойкумена. Книга третья. Кукольных дел мастер»

Космическая опера * Вид книги: Роман * Издательства: Эксмо * Выход:  2007 * Серия: Стрела времени: фантастика — альтернативная история * Цикл: Ойкумена * Номер в цикле: 3

Симфония Космоса

В классической симфонии, как правило, четыре части. Первая — сонатная форма, быстрый темп, нарастание напряжения, но не ударное. Вторая часть, сложная, но в целом неспешная, допускает множество вариаций. Часть третья — скерцо или менуэт. Финал — быстрый темп, развитие тем первой части и доведение их до развязки. При этом первая и последняя части пишутся в одной тональности, а средние — в родственных, но несколько иных, да еще и отличных друг от друга. Среди композиторов симфония по праву считается наивысшей формой, настоящим испытанием и мастерства, и таланта.

Изначально «Ойкумена» задумывалась именно как классическая симфония — не трех-, но четырехкнижие. Возможно, отсюда и авторский подзаголовок: не привычная всем космоопера, но космическая симфония. Однако на то и каноны, чтобы их обходить: сегодня в симфонии может быть сколь угодно частей. Олди остановились на трехчастном варианте.

Темпоритм романа — вполне себе симфонический. Если внимательно рассмотреть структуру, мы увидим, что в ней есть сквозная событийная тональность (вечер одного дня на Борго, когда Гишер, Карл и Фелиция дожидаются «малыша» Борготту), есть и вторая — собственно рассказ о событиях, как выясняется, двухлетней давности. Третья часть-тональность — «контрапункты» от лица Лючано Борготты: либо воспоминания о событиях разной степени давности, либо участие в событиях, происходящих в иной точке пространства и в ином времени.

Три книги романа можно рассматривать как три части симфонии. Правда, остается признать, что каноническое написание нарушено и тут. События первой книги занимают несколько недель. Вторая книга тоже начинается довольно неспешно, но с момента похищения Борготты, Юлии Руф и близнецов-гематров действие словно взрывается безумным крещендо: дальнейшее, занимая половину всего текста романа, укладывается в несколько суток. Герои за это короткое время успевают пережить столько событий, что нормальному человеку с запасом хватит на несколько жизней. Такой темп сохраняется на протяжении всей третьей книги, и лишь финал, обрываясь на встрече природного антиса и антиса коллективного, останавливает эту круговерть. Ударный аккорд повисает в воздухе между книгой и читателем, создавая знаменитую «югэн», «темную прелесть» финала в пьесах театра Но. А последние аккорды — веселая пьянка друзей, успевших побывать друг для друга и врагами, и рабами, и адвокатами, и спасителями, — звучат мягко, выводя читателя к той самой сквозной тональности, которой начинается и заканчивается текст каждой из книг. Именно текст — сами книги звучат совсем иначе, и действие лежит как бы вовне главной темы, лишь в конце вливаясь в нее и сливаясь с нею.

Как сливаются в коллективном антисе сущности, его составляющие. Как сливается антис с пространством и временем, как едины во Вселенной все расы, независимо от путей их развития. Кстати, расы в итоге и стали едины, но... за деталями — в книгу!

Итог: каноны нарушены. Но кто скажет, что симфония не удалась? Разумеется, найдутся и такие — кто бы сомневался! Но их брюзжание не отменит мощного, прекрасного, победного звучания космической симфонии сочинения Олди. Звуки в космосе не слышны? Еще как слышны! Мелодия Ойкумены не просто слышна, ею звучит все вокруг нас. Помните голос Океана в «Одиссее»? Так и тут, точно так же, только вместо Океана — Вселенная. И люди, шагающие сквозь звезды. Это ведь так просто, верно?

Несколько намеков на развитие сюжета

Основные расы Ойкумены — вехдены, брамайны, гематры и помпилианцы, — родом, разумеется, из нашего мира, Олди ничего не придумывали. Но вот кто — откуда, и сколько в каждой из рас намешано наших, земных национальностей и верований?

Названия родных планет у четырех главных рас — месяцы календаря. Фравардин, Хордад, Октуберан, Квинтиллис, Тишри или Элул — все это месяцы. Но есть вполне себе техноложский Сечень. И есть Китта — вудунская планета. А еще? Есть, без сомнений — но вот где и сколько?

Работу невропаста Олди почти всегда описывают детально. Особенно детально — когда Борготта работает с помпилианцами, единственной расой, способной делать из свободных людей рабов — энергетические батареи и дополнительные конечности. И еще очень подробно описана работа Лючано с антисом. И еще: само слово «антис» принадлежит расе, у которой антисы не рождаются. А если сравнить описание работы невропаста с антисом, и то же — скажем, с гард-легатом Тумидусом?..

В «Ойкумене» есть финал, но нет конца, хоть это слово и стоит под текстом. Нет предела — все только начинается. Точнее — продолжается. В бесконечность.

Цитата

...Только профессор Штильнер радуется детским мутациям.

А Лючано Борготта, завкафедрой инициирующей невропастии в центре «Грядущее», не радуется. В отличие от шарлатанов и головотяпов, мы — солидные люди. У нас девять филиалов на разных планетах, не считая головной конторы на Октуберане — и головной боли с волонтерами, наперебой предлагающими свои сомнительные услуги. У нас проблем и забот — завались. У нас досуга — с гулькин нос.

Он без возражений находил свободное время только в одном случае: на годовщину шеольских событий. Где бы ни был, что бы ни делал, в это время Тарталья брал отпуск и прилетал на Борго. И привозил с собой всех, кого мог. Завтра, точнее, уже сегодня, утренним рейсом прибудет Авель О’Нейли. Нейрам извинился, сказал, что постарается, но не гарантирует — дела, сам понимаешь...

+++

Над головами людей, предчувствуя рассвет, тихо гасли звезды. Удивительные они существа, эти искорки во мгле. Если любоваться ими, сидя в уютных шезлонгах, выставленных на лужайке перед домом, хлебнув глоточек тутовой водки, вдыхая запах маринада, пропитавшего курятину, поджаренную на шпажках, и наслаждаясь приближением нового дня, — звезды кажутся милыми котятами.

А если пешком ходить между ними, то так вовсе не кажется.

Присутствуют

далекое будущее

гуманоидные расы

Отсутствуют

бластеры, роботы и киберы

катаклизмы галактического масштаба

СЮЖЕТ:    СЮЖЕТ: 10/10
МИР:    МИР: 10/10
ПЕРСОНАЖИ:    ПЕРСОНАЖИ: 10/10
СТИЛЬ:    СТИЛЬ: 9/10
КАЧЕСТВО ИЗДАНИЯ:    КАЧЕСТВО ИЗДАНИЯ: 6/10
Оценка МФ
9
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться